Для уроков белорусского не хватает учителей

Владимир Путин и Александр Лукашенко

Российское экспертное сообщество сейчас активно обсуждает происходящее в Беларуси, строит прогнозы, спорит по поводу возможного вмешательства Кремля. Но при этом мало кто говорит о том, как события в Беларуси, чем бы они ни закончились, отразятся на российском политическом режиме, на гражданских свободах россиян.

Есть такое мнение, его проговаривали многие российские и не только российские политологи и политики, о том, как повлияли на Владимира Путина «цветные революции» на постсоветском пространстве, «арабская весна» и трагические судьбы Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи. Говорят, именно эти события подтолкнули Путина к принятию превентивных мер – усилению силовых структур и надзора за обществом, сокращению гражданских свобод.

Your browser doesn’t support HTML5

Для уроков белорусского не хватает учителей

Но одно дело, когда соприродный политический режим рушится в далекой Ливии, и совсем другое – когда под боком, в Беларуси. Чего россиянам ждать теперь? Какие выводы сделают российские власти на этот раз? Российский журналист Михаил Шевелев считает, что неправильные:

«Сигнал получен, а реакция на него неправильная, потому что они будут продолжать усиливать давление на общество, считая это эффективным путем. Они полагают, что и Каддафи, и Садам, и Мубарак действовали недостаточно жестко, что Лукашенко действует недостаточно жестко, а мы будем действовать достаточно жестко. Это ошибка, заблуждение. Это результат плохого образования и плохой информированности. Такая стратегия может стать только детонатором для развития подобных событий. Но думаю, что они пойдут именно этим путем, и я бы следил за такими точками, как Архангельск, Ингушетия, Екатеринбург, где уже явно прорываются недовольство и возмущение. Где началось, там и продолжится, потому что, по сути, началось это все даже не с «цветных революций». Если посмотреть внимательно, то сейчас в Российской Федерации набор факторов ровно такой же, какой тридцать лет назад привел к развалу Советского Союза. Поведение властей ровно такое же. Что станет детонатором: полицейский произвол, недовольство экономической ситуацией или фальсификация выборов, – предсказать невозможно. Можно видеть только картину всеобщего недовольства и неадекватность властей».

Российский политолог Алексей Малашенко, напротив, не склонен в этом вопросе проводить параллели между Россией и Беларусью. В качестве аргумента он приводит несколько сравнений в пользу России. Рейтинг у Путина все же выше, чем у Лукашенко. Наши силовики научились подавлять акции протеста, не прибегая к таким изуверствам, как силовики в Минске. А еще в пользу Москвы – бескрайние просторы России, на которых трудно координировать протесты, организовывать «межрегиональные» акции. По мнению Алексея Малашенко, для российских властей не новость, что народ их не любит, но, в отличие от белорусских, они знают, как с этим работать:

«У нас как-то это все более цивильно. Поэтому на твой вопрос: «как события в Беларуси отразятся на Путине и на нашем обществе», я отвечу, что, скорее всего, никак. У нас тоже были фальсификации выборов, и еще много чего. И что? Кто вышел вот так массово? В этом отношении в России политический режим более устойчив, а народ, как выясняется, более ленив. Почему упал Советский Союз? Потому что нечего было есть и все было плохо. А у нас сейчас есть большие ресурсы, есть еще много чего, поэтому я не верю в разговоры о том, будто сейчас там кто-то поднимется за свободу и демократию. В лучшем случае, процентов 20-25, да и то вряд ли. Так что я в этом отношении пессимист. Существует еще такая вещь, как политическая культура, которая не меняется. А политическая культура – это добрый, умный царь, который все сделает так, чтобы всем было хорошо и стабильно. Ну и, кроме того, действительно какую-то роль здесь играет наша пропаганда, которая постоянно твердит, что во всем виноват Запад, виновата Америка. Полное вранье, но это имеет значение, потому что так было всегда, и это удобно».

Отдельная тема – это реакция на происходящее в Абхазии и Южной Осетии. Здесь, как выясняется, многие сидят на двух стульях – с одной стороны, возмущаются по поводу нарушений демократии в своих республиках и нахваливают постсоветских диктаторов, как эффективных управленцев. Координатор партнерства «Абхазские проекты» Кирилл Базилевский посвятил этому статью с говорящим заголовком «Абхазские любители тоталитаризма, почему не хотите его испробовать на себе?»

Читайте также Белорусская «плошча»: взгляд из Абхазии

Автор указывает, что в социальных сетях можно часто встретить комментарии наподобие: «правильно Батька их, предателей, лупцует дубинками» или «Кадыров молодец, навел порядок». При этом, напоминает Кирилл Базилевский, двух последних президентов – Александра Анкваб и Рауля Хаджимба – сами абхазы свергли в результате «майдана», именно из-за обвинений в авторитарных замашках, хотя, как пишет Кирилл Базилевский «по сравнению с тем же Лукашенко, Александр Золотинскович просто ультралиберал».

Что-то не встречались во время абхазских «майданов», пишет Кирилл Базилевский, таких комментариев, как сейчас, по поводу происходящего в Минске: «Почему милиция не разгоняет погромщиков, где спецназ и резиновые пули?»

Экс-депутат югоосетинского парламента Роланд Келехсаев указывает на такие же логические нестыковки, правда, вместо абхазских «майданов» у него другой аргумент – «снежная революция» 2011 года, когда из-за незаконной отмены итогов президентских выборов победила оппозиция. Но его в большей степени заботят не внутренние обсуждения, а официальные заявления. По его мнению, не стоило президенту Бибилову спешить с поздравлениями Лукашенко, как не стоит делать заявлений в ближайшее время по поводу того, что будет происходить в Беларуси:

Читайте также Реверанс узурпатору как признание родства

«Нам надо научиться сдерживаться от выражения своей позиции по вопросам, которые не касаются нас напрямую. Тем более когда речь идет о событиях, к которым такое неоднозначное отношение в российском обществе или в странах – партнерах России. Нам нельзя становиться раздражителем. Нельзя допускать, чтобы у людей, которые придут завтра к власти в Минске или в Москве, был какой-то негатив по отношению к нам. Наша позиция простая: мы благодарны России за то, что она нас спала, мы ее верные союзники, а ее друзья – наши друзья. А кого они выбирают, кого не выбирают – не наше дело, тем более что повлиять мы ни на что не можем».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия