В минувшую пятницу 21 августа «Эхо Кавказа» рассказало о том переполохе, который вызвала в абхазском интеренет-сообществе информация, основанная, в частности, на публикациях в грузинских СМИ о поездке 18 августа на территорию Абхазии через погранпост «Ингур» двух лидеров партии «Альянс патриотов Грузии», включая вице-спикера грузинского парламента, а в частности – на неназванных источниках – об их тайной встрече с советником президента Абхазии Лашей Сакания. Цитировались заявления общественной организации «Аруаа» и партии «Форум народного единства Абхазии», разноречивые отклики интернет-комментаторов… Телефон же Лаши Сакания, с которым мы пытались связаться, весь день находился вне зоны действия сети.
И только спустя час после окончания эфира «Эха» в тот день, в 21.58, на сайте ИА «Апсадгьыл-инфо» появился текст «Лаша Сакания: «Никому не позволю очернить имя моего рода и моей семьи» (приводится полностью и без редактирования):
«Дорогие Граждане, уважаемые друзья и соратники! В данное время я нахожусь в Москве с сопредседателями партии «Народный фронт Абхазии» Александром Агрба и Бесланом Агрба. Буду здесь до понедельника, 24 августа. Видел публикации в различных телеграм-каналах, тщательно слежу за всем происходящим в абхазском сегменте социальных сетей. Крайне обеспокоен тем, что меня пытаются очернить и создать фон, будто я предатель Родины, мотивируя непроверенными публикациями грузинских СМИ.
Your browser doesn’t support HTML5
Ответственно заявляю, что никаких переговорных процессов между мной, ни как советником президента по внешней политике, ни как лидером партии «Народный фронт Абхазии» и представителями грузинской партии «Альянс патриотов Грузии» не было. Более того, хочу отметить, что никому не позволю очернить имя моего рода и моей семьи, которая внесла весомый вклад в Отечественную войну народа Абхазии 1992-1993 гг. 25 августа, в случае планового возвращения в Абхазию, я проведу пресс-конференцию, куда приглашу представителей партий и общественных организаций и, без исключения, все СМИ. Предполагаю, что это снимет все вопросы, поставленные ПП ФНЕА и РОО АРУАА. Более того, вполне возможно, что у меня появятся встречные вопросы, связанные с тем, что определенные круги позволяют себе выносить вердикты на основании непроверенных высказываний вражеских СМИ и порочить тем самым честь и достоинство своих граждан».
Словом, Лаша Сакания в этом тексте как бы «рванул тельняшку на груди» и потребовал от обидчиков сатисфакции. Некоторые интернет-комментаторы дружно его поддержали и стали обвинять авторов «поклепа», но некоторых, причем отнюдь не сторонников политической оппозиции, покоробило, что он стал апеллировать к чести рода и семьи, которых никто ни в чем не обвинял. А кое-кто, усомнившись в убедительности его заявления, засомневался и в том, что он будет-таки проводить пресс-конференцию…
И как же шокирована была общественность, когда по прошествии еще почти двух суток, в 19.22 воскресенья 23 августа, Лаша Сакания вновь прокомментировал тему «тайной встречи» с представителями общественно-политического объединения «Альянс патриотов Грузии» на том же интернет-ресурсе (вновь – все в точном соответствии с оригиналом):
«Уважаемые друзья! В продолжение моего комментария, хочу внести ясность в тему, обсуждаемую в соцсетях в последние дни, и связанную с моим именем. В начале августа ко мне обратились мои старые друзья из Российской Федерации с просьбой оказать содействие в передаче иконы Богородицы из Грузии в Илорский храм в качестве дара, в связи с тем, что к ним обратился Давид Тархан-Моурави. Соответственно, мои российские друзья впоследствии обратились ко мне с просьбой организовать приезд и передачу данной иконы в храм, что и было сделано нами. На этом наша миссия была завершена.
Ответственно заявляю, что никаких переговоров ни я, ни Александр Агрба, которого я попросил поехать со мной, ни с кем не проводили. Это была сугубо гуманитарная акция, о которой меня попросили мои друзья из России без каких-либо политических аспектов и последствий. Передав икону, люди помолились. На этом их визит закончился.
Осознаю, что несвоевременность этой новости привела к непониманию и дала повод для различного рода домыслов и нелицеприятных высказываний в мой адрес. Никто не собирался делать из этого секрет, и тем более, политику. Мы, как верующие люди, искренно считаем, что передача в дар иконы богоугодное и благое дело. Еще раз повторяю, будучи сыном ветерана Отечественной войны народа Абхазии, всегда отстаивал и продолжаю отстаивать интересы Абхазского государства и народа. Мы хотим добавить, что если нужно, готовы пойти на Аныха и дать клятву, что никаких политических переговоров не вели, и что это была частная гуманитарная акция. Я осознанно не ставил в известность ни главу Галского района, ни главу МИД РА именно для того, чтобы не предавать этому мероприятию какой-либо официальный статус».
Читайте также Визит «патриотов» в Абхазию: сенсация или буря в стакане воды?Кто-то из интернет-комментаторов написал: «А что же тогда он с таким гневом опровергает? Разве его обвиняли именно в "ведении переговоров"?»
Сегодня я побывал на встрече, организованной республиканской общественной организацией «Аруаа», на которую пришла по приглашению ее высшего совета и большая группа депутатов абхазского парламента. Председатель высшего совета Тимур Гулия предоставил слово для информации одному из лидеров «Аруаа» Темуру Надарая, который заявил:
«Никому из нас даже в самом страшном сне не могло присниться того, что произошло недавно. Потому что за последние как минимум двенадцать лет, прошедшие после признания независимости Абхазии, такого уровня государственного деятеля Грузии (вице-спикер парламента Ирма Инашвили) в Абхазии не бывало. Ну, хорошо, если это запланировано, сообщено всем… Я, как глава администрации Гальского района… вы прекрасно помните… когда приехал из Российской Федерации солист Мариинского театра, уроженец Гала некий Георгий Тодуа и, выступив в Гале, уехал в Россию и заявим в СМИ, что он сделал это ради объединения Грузии. Но мы же не могли ему в голову посмотреть и в сердце заглянуть – что он имел в виду… А какой шум у нас тогда поднялся! Мы прекрасно помним, как нынешнее руководство, находясь в оппозиции, по гораздо менее значимым вещам проводило уже акции протеста, уже люди стояли, должны были штурмовать одно из правительственных учреждений. Мы не хотим такого делать, поэтому собрали вас. Мы прекрасно понимаем, что страна устала. Мы хотим, чтобы виновные были наказаны, чтобы общественно-политическая обстановка по этому поводу не стала взрывоопасной. Мы не собираемся на сегодняшний день призывать к каким-то сходам или митингам».
В одной из последующих своих реплик в ходе встречи Надарая уточнил, что имеет в виду под наказанием: освобождение Сакания от должности советника президента страны должно быть «автоматом». А в основном своем выступлении он продолжил:
«У меня двоюродные братья живут в Грузии. Я пять лет главой администрации Гальского района был – ни разу с ними не встретился. Другое дело – у нас были встречи по энергетике, к нам приезжал вице-премьер Каха Каладзе, но об этом была проинформирована общественность, были сообщения в СМИ. Но я не припомню, чтобы вот так привезли наши уровня помощника президента людей в целях каких-то «гуманитарных». Скоро в Грузии выборы, и вот эта партия – «Альянс патриотов Грузии»… У них в программе записано о возвращении территорий, как они говорят, «оккупированных». И в то же время они хотят показать грузинской общественности, что они единственная партия, которая ведет диалог (с абхазами). Вот эта передача иконы. Насколько мы знаем, она там, в Илорской церкви, молилась за объединение Грузии, возвращение земель. Мы знаем, что она взяла щепоть земли с «Аныха», которая находится рядом, и с собой повезла в Грузию. Пересекли границу с Абхазией в 13 часов, выехали в 18».
В ходе обсуждения парламентарий Алмас Джапуа напомнил о том, как «Альянс патриотов Грузии» уже пытался провести встречу с депутатами абхазского парламента в конце 2018 г. в Москве, куда были приглашены парламентские делегации всех стран бывшего СССР. Грузинская сторона имела желание провести с абхазскими парламентариями отдельную встречу, но те отказались, потому что посчитали, что неправомочны проводить такого рода переговоры без согласования с руководством страны. Один из лидеров «Альянса» Ада Маршания попыталась у стен Госдумы сфотографироваться с абхазами, но они отказались… Джапуа продолжил:
«Такого рода люди не могут пересекать нашу государственную границу в таком режиме, в тот момент, когда они просто этого захотят. Это вообще как бы за гранью понимания. Что касается продолжения этого разговора в парламенте, полностью это поддерживаю. Другое дело, что мы должны, считаю, может быть, даже в закрытом режиме пригласить президента. Это наш бывший коллега (по парламенту). Я далек от мысли, что он не беспокоится за интересы государства. Надо, чтобы он озвучил перед нами программу своей внешнеполитической повестки. То есть что является планом, что он собирается делать. Если есть какие-то вопросы за завесой тайны, то он может это делать в закрытом режиме, но… Я считаю, что во внутренней политике мы все можем немного друг друга толкать, во внешней же должны выступать одной большой группой с единой повесткой».
Своими мнениями по поводу произошедшего поделились парламентарии Натали Смыр (она считает Лашу Сакания лишь «исполнителем» и все вопросы должны быть к президенту), Михаил Сангулия, Астамур Логуа (он сказал, что вчера вечером встречал Лашу Сакания, прилетевшего из Москвы, и много с ним разговаривал; конечно, надо его выслушать более подробно) и другие, а также члены высшего совета «Аруаа». Все были за то, чтобы разговор был продолжен в стенах парламента, некоторые настаивали также на том, чтобы не дожидаться при этом окончания парламентских каникул. Выступили экс-вице-президент Абхазии Виталий Габния, бывший кандидат в президенты республики Адгур Ардзинба…
Некоторые выступавшие высказывали возмущение тем, что, по имеющимся сведениям, Ирма Инашвили во время грузино-абхазской войны была военным корреспондентом, то есть участвовала в ней с грузинской стороны, проводили аналогию с тем, как перед войной грузинские гвардейцы во главе с Георгием Каркарашвили доехали до Псоу с иконами, испить из реки воды.
На встрече было принято решение обратиться к генеральному прокурору Абхазии Адгуру Агрба с просьбой дать правовую оценку действиям пограничного наряда, нарушившего закон РА «О порядке выезда из Республики Абхазия и въезда в Республику Абхазия». «Просим Вас срочно принять меры прокурорского реагирования на сообщения о незаконном неоднократном переходе 18 августа 2020 г. (приблизительно в 13:00 в Абхазию и в 18:00 в Грузию) государственной границы на КПП «Ингур» вице-спикера парламента Грузии Ирмы Инашвили», – говорится в обращении.
«Аруаа» обратилась к депутатам Народного собрания с просьбой провести внеочередное заседание сессии, чтобы выяснить все обстоятельства встречи с грузинскими политиками Лаши Сакания. Депутаты, находящиеся в отпуске до 9 сентября, обратятся к спикеру парламента для проведения внеочередного заседания сессии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия