Сегодня в Абхазии праздничный выходной день – День международного признания независимости республики. 26 августа 2008 года, спустя две недели после окончания так называемой пятидневной войны на Южном Кавказе, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указы о признании Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, что вызвало в обоих молодых государствах бурю народного ликования.
Сегодняшние торжества в Абхазии, конечно, уступали по размаху тем, которые прошли здесь в 2018-м, в год десятилетия этого судьбоносного события, когда состоялись народные гуляния с угощением жителей Абхазии и зарубежных туристов на сухумской площади имени Багапша, фотовыставка, торжественное собрание с участием представителей российских властных структур… Нынче, во-первых, и дата некруглая, во-вторых, коронавирусная пандемия диктует ограничительные меры. Тем не менее, несмотря на значительный рост в последнее время инфицированных, в республике все же вряд ли уже будут возвращаться к тому запрету массовых мероприятий, который действовал в апреле-мае.
Your browser doesn’t support HTML5
Еще вчера спикеры парламентов Абхазии и Южной Осетии Валерий Кварчия и Алан Тадтаев обменялись поздравительными телеграммами по случаю 12-й годовщины признания Российской Федерацией независимости и государственного суверенитета наших республик.
Сегодня президент Абхазии Аслан Бжания поздравил народ Абхазии с Днем международного признания республики:
«Это один из самых молодых, но в то же время наиболее почитаемых государственных праздников. 12 лет назад сбылась многовековая мечта нашего народа о строительстве независимого государства», – говорится в поздравлении.
Признание Россией государственного суверенитета Абхазии, по словам Бжания, стало одним из важнейших событий в новейшей истории республики. Она обрела мир, получила юридически закрепленные гарантии безопасности, что позволило сосредоточиться на укреплении государственных институтов, решении экономических и социальных и иных вопросов внутреннего развития.
Сегодняшние праздничные мероприятия в Абхазии начались с традиционных церемоний возложения цветов к мемориалам погибших защитников Абхазии в Сухуме, первого президента Абхазии, основателя современного абхазского государства Владислава Ардзинба в селе Нижняя Эшера, второго президента Сергея Багапша, с именем которого в республике связывают признание РА со стороны России, в селе Джгярда. В пять вечера в Абхазской государственной филармонии имени Раждена Гумба начался праздничный концерт академического Большого хора «Мастера хорового пения» РФ под руководством народного артиста России, профессора Льва Конторовича. А в семь вечера на набережной Махаджиров – праздничный концерт, в котором принимают участие абхазские эстрадные исполнители и российские певицы Юлия Чичерина и Александра Морозова.
После 26 августа 2008 года всю историю послевоенной Абхазии можно разделить на два этапа: с сентября 1993 года почти пятнадцать лет (без одного месяца) продолжалось ее де-факто независимое существование, когда она не была признана ни одним государством – членом ООН, а затем наступил период ее частичного признания (кроме России, это сделали 32-миллионная Венесуэла, почти 18-миллионная Сирия и ряд более мелких государств). С каждой новой годовщиной признания Россией второй период все больше приближается по продолжительности к первому, сейчас уже почти с ним сравнялся, а в ближайшее время и превзойдет. И, скорее всего, если исходить из сегодняшних геополитических реалий, если не произойдет никаких глобальных потрясений, этот период частичного признания будет длиться и длиться, возможно – не одно десятилетие.
К слову, когда в начале текущего месяца многие российские и грузинские СМИ обращались к теме 12-й годовщины августовской пятидневной войны, в них то и дело можно было встретить утверждения, что именно она привела к независимости Южной Осетии и Абхазии. Такое известнейшее российское информагентство, как ТАСС, 7 августа в публикации «В Грузии возложили ответственность за эскалацию конфликта в Южной Осетии на Саакашвили» без тени сомнения известило читателей: «После вооруженного конфликта в августе 2008 года Абхазия и Южная Осетия объявили о независимости от Грузии». То есть то, что ранее Абхазия полтора десятилетия (официально акт о независимости был принят несколько позже, в октябре 1999-го) существовали независимо от Тбилиси, никак не подчиняясь юрисдикции Грузии, мимо внимания редакции этого ИА как-то ускользнуло. Подчеркну: не какому-то молодому зеленому журналисту это, оказывается, невдомек, а всему информагентству в целом.
Но если в российских СМИ причина такого – в, мягко говоря, слабой информированности сотрудников, то в грузинском обществе, конечно, подобное невежество трудно представимо ввиду близости, в общем-то, всех в нем к тому, что происходило в нашем регионе в последние три десятилетия. Ну, если только не принимать в расчет совсем юное поколение…
Почему же так популярны в речах политиков и публикациях СМИ в Грузии слова о том, что в августе 2008 года страна «потеряла 20 процентов своей территории»? Опять же как будто и не было 15 и более лет жизни до того у нас в разных государствах! Думается, тут два основных обстоятельства. Во-первых, нынешняя власть в Тбилиси не упускает возможности лишний раз напомнить об авантюрности и безумствах Саакашвили, который, как сказал 7 августа вице-спикер грузинского парламента Гия Вольский, совершил «множество не просто ошибок, а преступных ошибок», и эти слова с удовольствием подхватили российские СМИ. Во-вторых, и в этом уже сходятся все в грузинском обществе, независимо от внутриполитических предпочтений, симпатий и антипатий, гораздо легче психологически смириться с тем, что эти «территориальные потери» произошли в результате вооруженного столкновения с одной из сильнейших в мире военных машин, российской, а не с какими-то малочисленными «сепаратистами», пусть и сражавшимися не без поддержки добровольческих отрядов извне.
Хочется сказать еще вот о чем. Полтора десятка лет до признания Россией Абхазия находилась в очень зыбком положении, в состоянии осажденной крепости. В отдельные периоды, скажем, во второй половине 90-х, после введения санкций стран СНГ, во время «малой войны» мая 1998 года в Гальском районе, положение ее становилось критическим. Но в то же время интуиция подсказывала, что большинство в российском обществе, с учетом неизменной антикремлевской риторики Тбилиси, готово к признанию Абхазии и Южной Осетии. И после признания большинством стран Республики Косово был создан прецедент и момент созрел…
За минувшие 12 лет между Россией и Абхазией были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве, Соглашение о размещении на территории Абхазии российской военной базы, Соглашение о совместных усилиях по охране государственной границы Абхазии, а также ряд других межгосударственных и межправительственных документов.
Хорошо известно, что слова о российских военных базах на территориях Абхазии и Южной Осетии неизменно вызывают в грузинском обществе возмущение. Требование их незамедлительного вывода постоянно присутствуют в заявлениях Тбилиси и его западных союзников. Звучит внешне, если не вникать в суть проблемы, весьма привлекательно и убедительно, поскольку «военная база» семантически сочетается с «войной», а ее «вывод» – с миролюбием. Но всегда так и хочется спросить грузинских оппонентов, поднимающих данную тему: а зачем вам нужен этот вывод? Для того чтобы потом под неким предлогом попытаться вновь ввести в Абхазию грузинские войска и решить «абхазскую проблему» силовым путем? Предвижу ответный хор голосов: «Да что вы, как могли такое подумать?!» Ну, а тогда зачем? Чем эта база, позволяющая нам вот уже 12 лет спокойно спать ночами, вам мешает? Неужели вы и впрямь думаете, что улицы абхазских городов патрулируются российскими солдатами?
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
СПРАВКА «Эха Кавказа» |
---|
Абхазия провозгласила свою независимость в 1999 году. В статусе полностью непризнанного субъекта самопровозглашенная республика оставалась до августа 2008 года. После Августовской войны между Россией и Грузией, 26 августа 2008 года Абхазия была признана сначала Российской Федерацией, далее еще шестью государствами-членами ООН (Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату, Тувалу, Сирия). Широкого международного признания Абхазия не получила. Впоследствии два государства из семи – Тувалу и Вануату – официально отозвали свое признание. Таким образом в настоящее время Абхазия признается пятью государствами-членами ООН и четырьмя непризнанными или частично признанными образованиями. Последним государством-членом ООН, признавшим Абхазию, была переживающая гражданскую войну Сирийская Арабская Республика – в мае 2018 года. Грузия не признает независимость Абхазии. Согласно законодательству Грузии, Абхазия имеет статус автономной республики, официальные органы власти которой находятся в изгнании. В соответствии с законом «Об оккупированных территориях», Абхазия считается оккупированной Российской Федераций, дипломатическое общение с которой было прервано после Августовской войны. В международных документах ООН Абхазия признается территорией Грузии. Страны Запада и НАТО неоднократно призывали Россию отозвать признание Абхазии и Южной Осетии. |
Your browser doesn’t support HTML5