Несколько дней назад в сети Facebook появилось видео, снятое жителями абхазского села Цабал, на котором запечатлен момент стрельбы из артиллерийского орудия по горе Сахарная голова на территории Цебельдинского историко-архивного заповедника. Вместе с видео был размещен пост одного из сухумских блогеров, который назвал стрельбу в Цибилиуме из тяжелых орудий вандализмом. Ситуацию прокомментировали «Эху Кавказа» археолог Шандор Кайтан и Светлана Хочолава-Воронова, вдова историка и археолога Юрия Воронова, который много лет проводил раскопки в Цебельде и был директором заповедника.
28 августа абхазский блогер Роин Агрба разместил у себя на странице видео того, как артиллерийский снаряд бьет прямо в гору . Видео он сопроводил текстом:
«Уничтожение культурного наследия! Иначе не назовешь этот вандализм. Страдает уникальное сооружение Цибилиум, которое находится в 200-250 метрах от попадания снарядов. Спасибо всем, кто с утра отреагировал и остановил стрельбу из тяжелых орудий. Министерство культуры вплотную займется этим вопросом и, надеюсь, поставит жирную точку. Нужно комплексное решение, иначе мы лишимся уникального сооружения эпохи зарождения Абхазского царства».
Your browser doesn’t support HTML5
В комментариях под постом люди возмущались и писали, что от стрельбы потрескались стены домов в селе, находящемся в пятистах метрах от полигона. И выкладывали фотографии этих домов.
Каждый год во время проведения учений на военном полигоне в Цебельде, в которых участвуют военные Министерства обороны Абхазии и 7-й российской военной базы, встает вопрос сохранности объектов Цебельдинского историко-архитектурного заповедника.
Шандор Кайтан, археолог, младший научный сотрудник Абхазского института гуманитарных исследований рассказал о значении Цебельдинского заповедника и дал негативную оценку существованию полигона в непосредственной близости от него:
«Территория нынешнего полигона находится непосредственно на территории бывшего заповедника.
– В чем его ценность?
– Это сама крепость Цибилиум, а также в заповедник входят другие историко-культурные объекты. Это холодный грот, вы знаете, палеолитическая стоянка там есть, Герзеульская крепость, которая намного ниже стоит. То место, где сейчас находится полигон, называется Мрамба, когда-то это был населенный пункт. Сейчас там находится военный полигон. Этот полигон используется как нашими военными, так и российскими военными тоже. Рядом очень много памятников и археологических, и архитектурных, там даже люди проживают рядом, думаю, им дискомфортно, когда взрывают… Там есть гора, она называется Сахарная голова, на этой горе есть святилище. И практически у подножья этой горы находится полигон. И бывает такое, что в эту гору попадают снаряды. Нам, как археологам, историкам, тревожно и небезразлично, что там находится полигон…»
По словам Шандора Кайтана, заповедник был создан в советское время и потом воссоздан указом президента в 2004 году. Он внесен в список историко-архитектурных заповедников, но его границы не утверждены до сих пор, а военный полигон находится в границах его бывшей территории.
Примерно в восьми километрах от военного полигона находится и мемориальная усадьба семьи Вороновых «Ясочка». Светлана Хочолава, вдова известного абхазского археолога и краеведа Юрия Николаевича Воронова, который на протяжении многих лет проводил раскопки в Цебельде и был директором одноименного заповедника, рассказала о том, что там сейчас происходит:
«Я знаю только о том, что происходит в усадьбе «Ясочка». Это имение семьи Юрия Николаевича Воронова, и музей, который был еще в советские времена там организован. Там два дома постройки XIX века, они сами собой представляют историческую ценность. Дома были пустые, все вывезено оттуда (во время войны 1992-1993 гг.). О том, чтобы восстановить музей, не может быть и речи. Сначала там было пусто, но чисто. Потом туда стал заходить скот, лошади, коровы, и весь дом изгадили. Год назад я и брат Юрия Николаевича (Воронова) – нейрохирург, профессор из Питера, который тоже является уроженцем Цебельды и там вырос, мы с ним поехали в «Ясочку», и там была ужасная картина. Абсолютно все окна были прострелены, двери оторваны, везде валялись гильзы от автоматов, у меня даже есть несколько, я собрала, там их много, я две штуки взяла. Там же валялся полный солдатский набор – сухой спирт, я тоже привезла, спички, такие как солдатам выдают. То есть там явно резвились солдаты, видимо, когда им делать нечего, они так себя ведут. Я написала об этом в Facebook, люди очень возмущались, но, видимо, наши сильные мира сего не видят, не слышат и не хотят ни видеть, ни слышать, ни знать».
Абхазские военные говорят о том, что военный полигон в Цебельде находится в совместном пользовании Министерства обороны Абхазии и российской военной базы, и на данный момент стрельбу по Сахарной голове вблизи Цибилиума не комментируют.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия