В Тбилиси пристально следят за событиями в самопровозглашенной республике Южная Осетия. Президент Грузии привлекла внимание международных организаций к нарушениям фундаментальных прав человека и гуманитарному кризису в отколовшемся от Грузии регионе. Однако не все считают эти меры достаточными.
Все большей опасности подвергаются местные жители, заявила госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Тея Ахвледиани в день смерти Инала Джабиева, 28 августа. 30-летний житель Цхинвали, задержанный по подозрению в нападении на де-факто министра внутренних дел, скончался после побоев в цхинвальском ИВС. Госминистр выразила глубокую обеспокоенность и «призвала международных партнеров продолжить давление на оккупационный режим, чтобы на оккупированных территориях прекратились нарушения прав человека».
Привлекла внимание мирового сообщества к Цхинвали, где не прекращаются акции протеста после смерти молодого человека, и президент Грузии Саломе Зурабишвили. Накануне она направила письма руководителям международных организаций, ООН и ЕС, а также сопредседателям женевских дискуссий, чтобы они использовали все имеющиеся средства для предотвращения дальнейшей эскалации ситуации и нарушения фундаментальных прав человека, особенно в Цхинвальском регионе.
Your browser doesn’t support HTML5
«В своем обращении президент Грузии особо подчеркнула, что сохраняющаяся на оккупированных территориях социальная и гуманитарная ситуация постоянно и быстро ухудшается, систематически и грубо нарушаются права человека, имеют место факты похищения и незаконного ограничения свободы граждан Грузии, в расположенных на оккупированных территориях незаконных местах заключения часто бывают случаи смерти в невыясненных обстоятельствах, также систематический характер имеет физическое и психологическое насилие в отношении местного населения», – говорится в пресс-релизе администрации президента.
Новость о смерти молодого осетина в цхинвальском изоляторе не прошла незамеченной в грузинском обществе. Грузины не понаслышке знают о беспределе югоосетинских силовиков. Их обвиняют в смерти двух граждан Грузии: Арчила Татунашвили в феврале 2018 года и 19-летнего Давида Башарули в январе 2015-го.
Читайте также Дело Татунашвили: год спустя
К тому же усилились опасения, что их судьбу могут разделить и находящиеся в эти дни в цхинвальской тюрьме граждане Грузии Хвича Мгебришвили и Заза Гахеладзе. Они были задержаны российскими пограничниками летом за так называемое незаконное пересечение границы.
Правозащитники считают, что грузинские власти должны более активно работать с международным сообществом в связи с ситуацией в отколовшихся регионах Грузии – Абхазии и Южной Осетии. Бывший омбудсмен, глава НПО «Институт исследования демократии» (DRI) Уча Нануашвили считает, что смерть Джабиева нужно рассматривать в одном ряду с гибелью Татунашвили, Башарули, а также Гиги Отхозория (убитого в мае 2016 года в селе Хурча абхазским пограничником Рашидом Канджи-оглы), и на всех платформах активно поднимать вопрос о том, что виновные в них, значащиеся в санкционном списке «Отхозория-Татунашвили», до сих пор не наказаны.
Нануашвили рекомендует грузинским властям работать и для решения тяжелой социальной ситуации в Южной Осетии, которая еще больше осложнилась из-за пандемии, где не работает ни одна международная гуманитарная организация за исключением Комитета Красного Креста:
«Насколько я знаю, есть несколько организаций, которые уже многие годы заинтересованы в осуществлении гуманитарных программ в Цхинвали. Думаю, с учетом этого кризиса, настал момент, чтобы власти Грузии попытались достичь конкретного результата. Тем более, есть признаки готовности югоосетинского общества к переменам. Население не хочет больше мириться с синдромом безнаказанности, десятилетиями царящей в регионе. Там люди уже открыто выступают и требуют справедливости, наказания виновных».
Насколько требования цхинвальцев будут услышаны местной политической элитой и кураторами в Москве, которые осуществляют эффективный контроль в де-факто республике? Многие грузинские наблюдатели полагают, что, несмотря на недовольство населения, Анатолий Бибилов за собой сохранит власть, и что российские власти предпочтут помощь своим ставленникам учету мнения и соблюдению прав местного населения. Как это было во время так называемой «Снежной революции» в Цхинвали.
Читайте также Чем не угодила Джиоева?
Тогда, в конце 2011 года, были подавлены народные волнения, вызванные отменой победы Аллы Джиоевой на президентских выборах де-факто республики. Ее кандидатура оказалась неприемлемой для российских кураторов.