Диплом не нужен!

Давид Каландия

Каждый работник умственного труда заканчивает определенный вуз и дальше вкалывает по специальности, которая записана в дипломе. Закончив политехнический институт и получив, к примеру, специальность «Мосты и тоннели», человек далее идет работать в какой-нибудь проектный институт, стоит у кульмана и чертит на ватмане мосты и тоннели. Он ездит на объекты, присутствует при строительстве, контролирует сопротивление материалов, сверяет возводимые конструкции с чертежами; в общем, делает то дело, которому учился. За свою работу человек получает зарплату, премию, прогрессивку, или, как теперь красиво называется, – бонусы. Никто, кроме начальства, его зря не дергает, не треплет нервы, не пристает с каверзными вопросами, не склоняет по матушке. Иногда супруга может сказать пару ласковых слов по поводу отсутствия роста благосостояния. Но это все детали. Так происходит в любой профессии, ничего нового я не говорю. И если такого человека ночью растолкать и спросить, кто он по профессии, он, не задумываясь, назовет то, что записано в его синеньком или красненьком дипломе.

Последние тридцать лет у нас появилась новая профессия – политик. Для этого никакие вузы заканчивать не надо. Даже без школьного аттестата можно стать политиком, что в нашей новейшей истории уже случалось не раз. Не надо изучать никакие предметы, сдавать экзамены, потеть на сессиях; главное - надо отрастить длинный язык, иметь наглый взгляд, минимум совести и уверенность в собственной исключительности. Магия этой профессии в том, что раз вступив в нее, обратно никак не хочется уходить.

Я часто видел людей, которые, имея основную профессию (например, музыковед или режиссер театра), работали совсем в другой области (например, грузчиком в магазине или продавцом молока). Да, было сложно переквалифицироваться им в управдомы, но люди не психовали по этому поводу, плыли по течению и не шли через трупы, дабы вернуться обратно в профессию.

И я еще ни разу не видел людей, которые, побывав в политике, потом достойно выходили из нее и больше не возвращались. Раз почувствовав искус власти, из нее уже не могут уйти. Всеми своими коготками цепляются за место под солнцем, так как, видимо, слишком волшебное оно, это место. Что знаково, тут не имеет значение, насколько человек обеспечен по жизни – место политика ему нужно для блезира, как мне представляется. Или, может, для защиты своего бизнеса, который он успешно сколотил за недолгий срок пребывания у власти. Вариантов немало.

Я по простоте душевной всегда удивлялся именно тем индивидуумам, которые, владея немалыми капиталами, все равно тянутся обратно во власть. Неужели, думал я, имея дворцы, заводы, газеты и пароходы, им не хочется насладиться жизнью? Зачем им эта каждодневная война, нервотрепка и, главное, стойкая ненависть со стороны большей части окружающей среды? Сиди себе на Мальдивах, пей «Кровавую Мери», наслаждайся девушками цвета шоколада и учись играть на укулеле. Что еще нужно человеку для счастья?

Но нет! Лукавый не дает покоя и кусает в ребро, призывая продолжать борьбу за власть. Бывший политик снова встает, идет на абордаж, бегает с переносной трибуной, клянется улучшить уровень всего, что до этого сам же изгадил и за что он еще и не извинился.

Я долго и внимательно слежу за Нино Бурджанадзе. Интересна мне эта своеобразная мадам, одна из основных творцов т.н. революции роз. Все думаю, ну чего же еще может хотеть женщина, которая в свое время побывала на всех этажах власти, даже исполняла должность врио президента Грузии, когда в ноябре 2007 года, после кровавого разгона мирной демонстрации, Саакашвили деланно ушел в отставку. Единственное, что она не испробовала, так это должность Патриарха Грузии, но женщинам у нас это место пока заказано. Неужели ей интересно ходить по кругу? Видимо, да.

Нино Бурджанадзе не надо думать о хлебе насущном; ее до сих пор ласково называют «Нашей мучной королевой». Деньги у нее есть и еще долго не переведутся. Так что же еще ей может хотеться? Почему ей неймется и она всеми правдами и неправдами пытается вернуться обратно? Ее что, беспокоит экономическое и политическое состояние Грузии? Да не смешите мои тапочки! Она уже с успехом доказала, что это не так. Но жажда, всепоглощающая жажда власти не дает ей покоя. Она по профессии политик, и это уже навсегда. Это как наркомания, табакокурение, лудомания, алкоголизм. Излечиться почти невозможно. Ей снова хочется отдавать приказы, ездить по городу с синим ведерком и смотреть свысока. Высокомерие не дает ей спокойно спать, и она себя видит грузинской Маргарет Тэтчер. Хотя до Тэтчер ей так же далеко, как мне до Михаила Зощенко.

Или взять, к примеру, Гиги Угулава. Тоже человек-политик. Угулава уже был мэром Тбилиси, после чего, в 2015 году, его благополучно арестовали, и он получил срок за присвоение-растрату бюджетных денег (около пятидесяти миллионов лари!) Отсидев небольшой срок, Гиги вышел на свободу и теперь снова рвется во власть, доказывая всем, что он ангел без крыльев. Нет, не ангел без крыльев, это я приуменьшил его статус; он – герой-победитель. Кто скажет, что он не победитель, пусть надает меня по сусалам. Он победил действующую власть и вертит ею, как хочет. По законам элементарной порядочности человек, умыкнувший пятьдесят миллионов государственных денег и отсидевший за это всего год и три месяца, должен тихо кочумать где-то в глуши, деревне и стыдиться показываться на глаза. Вместо этого он возглавляет партийный список, каждый день толкает хамоватые речи и, вращая глазами на выкате, снова ломится к рулю.

Дайте мне пятьдесят миллионов, и я отсижу срок в два раза больше, чем Гиги Угулава. И слово даю, моего духа потом никакой Змей Горыныч больше не учует и никто меня не увидит топчущимся у коридора власти. Кстати, многие наши граждане тоже готовы с радостью отсидеть годика два за такую сумму. Притом, Гиги, я уверен, сидел не с урками и мокрушниками, не делил нары с пятью сокамерниками, не ел баланду и не выносил парашу. Тюремные условия у него были тоже довольно условными.

Если мне память не изменяет, людей с криминальным прошлым не допускают до участия в политических играх, хотя, может быть, я ошибаюсь. Во всяком случае, в цивилизованных странах уголовник в законодательный орган никак не сможет попасть. Ему не разрешат баллотироваться ни в какие подобные органы. А Угулава уголовник, статью за расхитительство ему не отменяли, и, несмотря на это, его самодовольное лицо светит на нас с баннеров и призывает дать ему голос. Неужели он успел все пятьдесят лямов потратить?

Нет, ребята, профессия политика не для меня. Не хочу, чтобы мое имя склоняли на каждом углу. У меня самолюбия еще достаточно. Вот как только последнюю каплю из себя выдавлю, то обязательно вступлю в какую-нибудь партию, и обратно меня уже не ждите.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции