Скандал по дороге

Дорога, связывающая Грузию и Россию, стала поводом для новой политической полемики в Грузии. Заявление члена политсовета правящей партии о необходимости открытия автомобильного сообщения с Россией через Мамисонский перевал в высокогорном регионе Рача вызвало жесткие дебаты в обществе.

В «Грузинской мечте» предложили открыть автомобильную дорогу в Россию через высокогорный регион Рача. Идею задействовать Мамисонский перевал, по ту сторону которого находится входящая в Российскую Федерацию республика Северная Осетия – Алания, высказал член политсовета правящей партии, исполнительный директор «Партнерского фонда Грузии» Давид Саганелидзе на встрече с жителями высокогорного населенного пункта Они. По его словам, это необходимо сделать для экономического развития Рачи, в частности, Онского муниципалитета:

«Жду не дождусь, когда же все мы сможем приезжать в Они (город в Раче) по новой дороге, жду, когда же откроется Мамисонский перевал. Он непременно должен быть открыт, мы должны наладить отношения с нашим соседом, поскольку эта дорога очень важна для Они и этого края».

Your browser doesn’t support HTML5

Скандал по дороге

Мамисонский перевал соединяет Грузию и Россию – дорога ведет через Большой Кавказский хребет. До 2009 года контроль над перевалом осуществляли грузинские пограничники, но сейчас там стоят российские военные. В настоящее время пограничный переход закрыт, дорогой никто не пользуется.

Заявление Саганелидзе жестко раскритиковали в оппозиции. По мнению противников власти, попытка подкупить население предвыборными обещаниями экономического процветания за счет безопасности страны лучше всего характеризует «Грузинскую мечту». Как отметил представитель «Европейской Грузии» Серги Капанадзе, правящая партия за столько лет так и не научилась отличать друзей от врагов:

«Заявление Давида Саганелидзе показывает, насколько правящая партия не разбирается в международных отношениях и за столько лет не смогла выучить, кто друг, а кто враг. Они опять выходят с заявлениями о необходимости дороги с Россией. Подобные позиции завели страну в тупик».

По мнению оппозиции, по дороге, о которой говорят представители «Грузинской мечты», страна получит не экономические блага, а российские танки.

Впрочем, в «Грузинской мечте» от лозунгов господина Саганелидзе поспешили откреститься. Глава парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили прямо заявил: никаких работ по обустройству дорожной инфраструктуры на данном направлении не планируется.

«В направлении Мамисонского перевала грузинские правительственные структуры никаких инфраструктурных проектов не планируют. Для этого есть причины. В нынешних геополитических условиях подобные магистрали не могут быть построены. И это не входит в государственные интересы Грузии».

При этом вице-спикер парламента Гия Вольский напомнил политическим оппонентам, что для осуществления агрессивных действий России вовсе не нужны асфальтированные дороги:

«Все зло, которое Россия сделала Грузии, она сделала при помощи тех людей, которые сегодня делают громкие заявления, что асфальтированная дорога лишь поможет России в осуществлении ее агрессивных планов. Я не являюсь военным экспертом, но любой военный эксперт подтвердит, что России, агрессору, не нужна асфальтированная дорога для того, чтобы нанести вред».

Примечательно, что о диверсификации автомобильного сообщения между Грузией и Россией в последние годы заговаривали не раз. В 2016 году тему открытия Мамисонского перевала, и также перед парламентскими выборами, поднимал тогдашний премьер-министр Георгий Квирикашвили. Идею соединить две страны новой-старой дорогой, правда, на другом направлении, высказывал относительно недавно и глава Чечни Рамзан Кадыров. Тогда в северокавказской республике эту тему активно освещали СМИ, а немаленькие суммы на строительство даже были внесены в смету федеральных расходов. Но дальше разговоров дело не пошло.

Читайте также Кадыров стремится в Грузию 

Еще один долгострой – проект т.н. Аваро-Кахетинской дороги, которую за последние полтора века начинали строить аж трижды, но в данный момент она находится в плачевном состоянии.