54 друга Грузии

Здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (иллюстративное фото)

Здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (иллюстративное фото)

Генеральная Ассамблея ООН на 74-й сессии приняла инициированную Грузией и еще 54 странами резолюцию «О статусе внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии». По данным МИД Грузии, в этом году вместе с количеством соавторов документа выросло и число стран, поддержавших его, – 84.

Грузия + 54 – на Генеральной Ассамблее ООН документ, отражающий положение внутренне перемещенных лиц из самопровозглашенных республик Абхазии и Южной Осетии, который Тбилиси инициирует из года в год, получил беспрецедентную поддержку. Во всяком случае, на этом настаивает МИД страны:

«Как и в прошлом году, государствам-членам ООН была предоставлена возможность стать соавторами резолюции и, таким образом, еще активнее участвовать в международных усилиях по разрешению тяжелой гуманитарной ситуации, созданной российской агрессией и оккупацией. В результате 54 страны из разных регионов мира пополнили ряды соавторов резолюции. Этот факт свидетельствует о том, что указанная резолюция является уже глобальной инициативой», – говорится в заявлении МИДа.

Your browser doesn’t support HTML5

54 друга Грузии

Всего за резолюцию проголосовали 84 страны. Текст, в том числе, подписали Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Швеция, Финляндия и Эстония. К заявлению также присоединились Болгария, Чехия, Польша, Румыния и Нидерланды. Авторы документа подтверждают свою приверженность поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии. Они выразили сожаление по поводу того, что «Россия продолжает нарушать свои обязательства в рамках Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года и сохраняет военную силу в Абхазии и Цхинвальском регионе».

Принятый документ, в частности, осуждает насильственные демографические изменения в оккупированных регионах Грузии, подтверждает право вынужденных переселенцев на возвращение в свои дома достойным и безопасным образом, вне зависимости от их этнической принадлежности, и подчеркивает необходимость уважать и защищать их права собственности.

Как отметил министр иностранных дел страны Давид Залкалиани, в процессе подготовки резолюции возникли технические сложности, связанные с пандемией коронавируса. Тем не менее Тбилиси удалось мобилизовать международную поддержку. Глава МИД назвал принятие документа «большим успехом грузинской дипломатии»:

«Помимо гуманитарного контекста, резолюция имеет практическую нагрузку, поскольку поручает генсеку ООН подготовить годовой отчет о положении ВПЛ (вынужденно перемещенных лиц) в Грузии и о выполнении резолюции. Это особенно важно в свете тяжелой ситуации с правами человека на оккупированных территориях Грузии и отсутствия международных механизмов мониторинга, что является еще одним препятствием на пути безопасного и достойного возвращения ВПЛ и беженцев».

Резолюция призывает участников Женевских дискуссий активизировать свои усилия по улучшению ситуации с безопасностью и правами человека в оккупированных регионах. Это, в свою очередь, будет способствовать возвращению вынужденных переселенцев в свои дома, считают авторы документа. К слову, сопредседатели женевского формата выступили с совместным заявлением, призвав стороны к сотрудничеству и диалогу, особенно во время глобальной пандемии.

«Женевские международные дискуссии остаются жизненно важным форматом для решения проблем безопасности и гуманитарных вопросов, особенно для населения, пострадавшего от конфликта. Мы приветствуем регулярные консультации с нами во время обсуждений пандемии. А также возобновление регулярных встреч участников механизма предотвращения и реагирования на инциденты в Эргнети. Мы также приветствуем возобновление заседаний этого же механизма в Гали. Однако в то же время мы обеспокоены тем, что пункты пропуска закрыты. Хотя пандемия требует осторожности, некоторые пропускные пункты были закрыты более года. Это было еще до COVID-19. Ограничения свободы передвижения затрудняют лечение, транспортировку и общение, а также доступ к средствам к существованию. Мы ожидаем, что все стороны активизируют свои усилия по укреплению доверия и конструктивно работают с сопредседателями, а также с международными гуманитарными и правозащитными организациями».

Тем временем, по мнению Тбилиси, страны, ставшие соавторами инициативы, «своим решением подтвердили свою поддержку права на возвращение внутренне перемещенных лиц и беженцев в свои дома и выразили свою поддержку каждому из них».

В свою очередь премьер-министр Грузии Георгий Гахария заявил, что поддержка резолюции указывает на то, что Грузия пользуется глобальной правовой поддержкой в вопросе восстановления ее территориальной целостности.

«Такой результат голосования подтверждает успех грузинской дипломатии! Благодарю партнеров за поддержку!»

При этом вице-спикер парламента Гия Вольский усмотрел в факте беспрецедентной поддержки не только гуманитарное, но и большое политическое значение:

«Если количество сторонников увеличивается, количество противников уменьшается, и если позиция ряда других стран меняется, это довольно серьезный политический позитив, о котором можно говорить громко».

Впрочем, в экспертном сообществе отмечают, что, несмотря на хорошие показатели голосования по резолюции на Генассамблее ООН, о серьезных победах не международной арене говорить не приходится. По мнению представительницы Грузинского центра стратегического анализа Теоны Акубардия, у нынешнего правительства страны нет четкой внешней политики и видения по вопросам деоккупации страны:

«Наше правительство рассуждает о деоккупации путем правильной внешней политики, развития демократии и экономической стабильности. Но в реальной жизни у нас нет ни правильной внешней политики, которая бы остановила ползучую оккупацию, ни демократии, иначе Соединенные Штаты не заморозили бы нам часть финансовой помощи, увязав этот вопрос именно с соблюдением демократических норм, ни экономической стабильности. Вот уже восемь лет перед каждыми выборами наши власти говорят о необходимости особой заботы о гражданах, которые живут на линии оккупации или за ней. И под эти разговоры они делают все, чтобы не замечать российскую оккупацию, которая является главной угрозой суверенитету страны. Именно поэтому никакой эффективной внешней политики у них не было и быть не может».

В этом году против грузинской резолюции выступили Беларусь, Бурунди, Вьетнам, Зимбабве, КНДР, Куба, Лаос, Мьянма, Никарагуа, Россия, Сирия и Судан. Годом раньше число стран, не поддержавших грузинскую инициативу, было 15.