Сегодня грузинские правозащитники «раскрыли схему», по которой правящая сила выбирает кандидатов в мажоритарные депутаты. По их мнению, там не обошлось без крупных денег от бизнеса. А оппозиционные политики, наблюдатели и общественность продолжают обсуждать первую «двадцатку» избирательного списка «Грузинской мечты», в которую попали не только старые проверенные соратники Бидзины Иванишвили, но и малоизвестные молодые люди, и даже два спортсмена.
«Вы можете назвать этот список: Бидзина, Бидзина, Бидзина, Бидзина, Бидзина – и так с 1-го по 120-е», – сказала Нино Бурджанадзе, лидер «Единой Грузии – демократическое движение», комментируя состав первой «двадцатки» пропорционального списка «Грузинской мечты». Имена, с которыми правящая сила намерена остаться у власти на третий избирательный срок, стали известны накануне. Список возглавляет премьер-министр Георгий Гахария, последующая пятерка – тоже хорошо известные лица. Это спикер парламента Арчил Талаквадзе, депутаты Ираклий Кобахидзе, Мамука Мдинарадзе, а также министр юстиции Тея Цулукиани. Но для Нино Бурджанадзе все они на одно лицо – лицо председателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили:
Читайте также Кто первый в «Грузинской мечте»?«Мы ведь все знаем, кем бы ни был человек - тринадцатым, пятнадцатым, десятым или восемнадцатым в списке, решение принимает один человек – Иванишвили. Это решение до остальных донесут эти первые пять человек», – вот почему Нино Бурджанадзе весь список именует «Бидзиной».
Your browser doesn’t support HTML5
Еще более хлесткими оказались высказывания в адрес «двадцатки» других лидеров оппозиции. В «Нацдвижении» их назвали «пешками». В «Европейской Грузии» «двадцатке» «Мечты», как и всей партии, предрекли крах, обращая внимание на то, что там нет профессиональных экономистов, а значит, некому будет выводить страну из экономического кризиса. Главный лейборист Шалва Нателашвили тоже не пощадил топ-двадцатку «Мечты» и в присущей ему язвительно-сатирической манере заявил:
«Это не новые лица, это новые рабы, которых наняли с учетом их дипломов и следуя вкусу Кобахидзе. Он получил образование в Германии, и молодых подобрали, которые дипломы тоже получили в Германии, но даже не знают, что за фрукт – хурма».
В представленном списке, действительно, как и обещала «Грузинская мечта», много молодых. Большинство из них чиновники из госструктур и органов самоуправления: заместитель мэра Тбилиси Кахи Каладзе – Майя Битадзе, заместитель министра Теи Цулукиани – Михеил Сарджвеладзе, бизнес-омбудсмен Михеил Даушвили и глава Национальной администрации по туризму Мариам Квривишвили.
И, как отмечали сегодня многие наблюдатели, большинство из этих молодых людей с хорошим образованием не выделяются ни харизмой, ни энергичностью, ни стремлением к новаторству, и запомнились обществу больше как прилежные чиновники-исполнители, безропотно подчиняющиеся властной верхушке.
Досталось и оказавшимся в списке двум известным спортсменам – бывшему капитану национальной сборной по баскетболу Виктору Саникидзе и регбисту Давиду Качарава. Многие не упустили из виду то, что перед тем, как оказаться в партийном списке «Мечты» (под номером 13, этот номер был у спортсмена в сборной), Саникидзе появился в видеоролике у сына Бидзины Иванишвили – Беры в соцсети Tik Tok.
В нем Саникидзе и Бера в шутку выполняют баскетбольные финты, что заставило многих предположить – спортсмен попал в партийный список не за спортивные заслуги и политическую активность, в которой он ранее замечен не был, а за дружбу с сыном лидера партии.
Вот что думает по этому поводу один из лидеров «Лело за Грузию» Пикрия Чихрадзе, вспоминая печальный опыт прежних спортсменов-депутатов от «Мечты»:
«Их деятельность в лучшем случае сводилась к нажатию пальца на пульт голосования, в худшем – спортсмены совмещали с депутатской функцию «зондеров». Надеюсь, с ними так не будет. Но неприятно, когда спортсмены, с которыми люди связывают положительные эмоции от спортивных побед, оказались в такой дискредитировавшей себя политической команде, тень которой падает и на их репутацию».
Ярая критика оппонентов представителей правящей «Грузинской мечты» прибавила последним больше уверенности в победе и в безошибочном выборе будущих депутатов. Еще накануне, во время презентации списка, партийные лидеры предрекали такую убедительную победу «Грузинской мечте», при которой не придется создавать коалиционное правительство.
И сегодня критикам ответил спикер парламента Арчил Талаквадзе:
«Вызывает улыбку, как старые лица дискредитировавшей себя оппозиции критикуют нас за то, что мы якобы не представили обновленную команду. Это в то время, когда общественность сама увидела в представленной нами «двадцатке» много новых лиц. Эти замаравшие себя люди, чаще преступники, утверждают, что у них больше сторонников, в то время как некоторые оппозиционные партии пока даже не представили своих мажоритарных кандидатов».
Так Арчил Талаквадзе хотел подчеркнуть, что к оппозиции нет доверия и у нее самой нет кадровых ресурсов.
Но у профильных НПО вопросы пока возникают к кадровым и финансовым ресурсам «Грузинской мечты». Грузинский филиал Тransparency International обнародовал исследование о предпринимательской деятельности 30 мажоритарных кандидатов, представленных «Грузинской мечтой» 20 июля.
Читайте также «Тридцатка новых» из старого списка «Мечты»Выяснилось, что 19 кандидатов из 30 занимаются бизнесом, с их именами связывают 186 компаний. Большинство кандидатов жертвовали крупные суммы «Грузинской мечте». С 2012 года по сей день это сумма составляет около четырех миллионов лари. Примечательно, что компании этих кандидатов за это время становились подрядчиками крупных госпроектов, победителями тендеров и получали финансовую помощь в размере 12 миллионов лари в рамках программы «Производи в Грузии». Говорит глава НПО Эка Гигаури:
«Все это заставляет нас думать, что «Грузинская мечта» использует конкретную схему для получения больших пожертвований. Схема такая: людей, имеющих компании, выдвигают в мажоритарные кандидаты, потом их предприятия выигрывают тендеры, кандидаты выделенные деньги жертвуют «Грузинской мечте». Здесь есть признаки коррупционных сделок».
Поэтому важно, по словам Эки Гигаури, чтобы вопросами финансирования политических партий занялись Госаудит и другие ведомства, и как можно более тщательно. Как отмечает правозащитник, ее организация и ранее выявляла схемы так называемых политических откатов, только на них никогда не было должного реагирования.