В Грузии сегодня начался учебный год. Правда, из-за ухудшения эпидемиологической ситуации в крупных городах страны обучение возобновилось лишь в дистанционном режиме.
Сын Теи Имедадзе успел около двух недель проучиться в обычном режиме, за школьной партой. Школа, в которую он ходит, – частная, а части таких школ в Тбилиси, прошедших проверку Минобразования, позволили возобновить учебу еще в начале месяца. Впрочем, когда эпидемиологическая ситуация начала ухудшаться, и этой школе пришлось перейти на дистанционный режим, говорит Тея Имедадзе.
Ее сын – первоклассник, поэтому она не очень хорошо представляет, как ребенок, который пока не умеет ни читать, ни писать, сможет адаптироваться к онлайн-обучению, учитывая, что его родители целый день проводят на работе:
«Школа максимально пыталась не прерывать учебный процесс, но несмотря на это Минобразования и координационный совет не стали разбираться, где какие школы – открывшиеся, не открывшиеся, частные, публичные, подготовленные и неподготовленные, – и просто закрыли все. Школа же не только следовала тем правилам, которые были необходимы, чтобы получить разрешение (на функционирование), но приняла и дополнительные меры безопасности. Всех, кто после 26 августа был в Аджарии, обязали сделать тест, и только после того, как вся наша семья предоставила отрицательные результаты, нам разрешили прийти в школу. Но школа все равно закрылась».
Your browser doesn’t support HTML5
К ученикам, их родителям, студентам и педагогам сегодня обратился министр образования Михаил Чхенкели. По его словам, через две недели школы смогут вернуться к привычному образу жизни:
«Из-за пандемии 2020-й год для всего мира оказался полон вызовов. Новый учебный год начинается в необычной обстановке. Для нас забота о здоровье каждого ученика, студента, педагога, лектора и каждого гражданина – главнейший приоритет. Именно поэтому мы решили, что в некоторых городах и селах Грузии учебный год начнется дистанционно. 1 октября он продолжится в привычной обстановке. Сегодня возобновился важнейший проект – телешкола, которая сыграет большую роль с точки зрения доступности образования».
Читайте также Школа и вирус: возвращение в офлайнВпрочем, в эффективности проекта, о котором говорит министр, сомневается эксперт по вопросам образования Тамар Мосиашвили. Его, когда началась пандемия, запустило Минобразования как своего рода альтернативу онлайн-обучению для детей, не имеющих доступа к интернету. Однако эксперт полагает, что реальной альтернативой эти видеоуроки стать не могли и, собственно, не стали:
«Для меня было совершенно неприемлемо, когда говорили, что эти видеоуроки – для тех детей, которые остались за пределами (системы) образования. Но, как это обычно бывает в Грузии, этому проекту был сделан огромный пиар. А по факту дети, которые остались за пределами системы, так и остаются скрытыми от общества. Общество их не видит».
При этом точного ответа на вопрос, сколько именно детей не имеют доступа к интернету в Грузии, – нет. Данные Минобразования, по словам эксперта, различаются. В то же время, по информации портала charte.ge, предлагающего профинансировать интернет-услуги конкретным ученикам, в стране всего около 80 тысяч детей из социально незащищенных семей, которые не имеют возможности пользоваться интернетом.
Тамар Мосиашвили считает, что, если школы полностью перейдут на удаленку, последствия могут оказаться довольно печальными:
«Полное закрытие школ несет очень большие риски. Дети просто не смогут учиться. У школ – частных и публичных – нет методологий онлайн-обучения. У школ нет этих знаний, и происходит просто перенос, скажем так, традиционного обучения в виртуальное пространство. В вопросах методики школы никак не поддерживают (…) К сожалению, на этом этапе мне приходится критиковать ведомство. По моим наблюдениям, сейчас похвалить я бы могла администрации школ и учителей, которые за короткий срок как смогли, так и освоили совершенно неизвестное для них пространство и продолжили работать, пусть и с теми огрехами, о которых я упоминала».
Читайте также «Дети, в школу собирайтесь!» Что принесет возобновление учебного процесса офлайн?В одном из последних опросов NDI, отвечая на вопрос: «Перед какими проблемами стоит сегодня система образования в Грузии?», большинство опрошенных (27%) назвали трудности, связанные с онлайн-обучением.