На днях госинформагентство «Апсныпресс» опубликовало информацию, в которой фигурирует и оно само. В сообщении говорится, что 16 сентября Арбитражный суд Абхазии рассмотрел мировое соглашение по делу об иске коммерческого банка «Сухум-банк» к госкомпании «Абхазтоп» и республиканским государственным учреждением «Апсныпресс» о защите репутации юридического лица и компенсации морального вреда. Ознакомившись с представленным мировым соглашением, суд пришел к выводу, что оно не противоречит закону, и определил утвердить мировое соглашение, заключенное тремя указанными выше юридическими лицами.
Напомним, что история тяжбы между «Сухум-банком» и «Абхазтопом» выплеснулась в СМИ в начале нынешнего июля. Сам конфликт тянется еще с 2015 года, когда банк выдал кредит в 40 миллионов рублей своему клиенту – «Гудаутской нефтебазе», структурному подразделению госкомпании «Абхазтоп». Залогом во время сделки между сторонами стало имущество «Гудаутской нефтебазы». Сначала обслуживание кредита велось без сбоев, своевременно оплачивались проценты. Но с течением времени у предприятия начались проблемы. Уже в июле 2017 года «Сухум-банк» обратился в Арбитражный суд с иском к «Гудаутской нефтебазе» о взыскании денежных средств и заложенного под кредит имущества. После ряда промежуточных соглашений и судебных разбирательств в феврале 2020 года судебным исполнителем было вынесено постановление о передаче на торги арестованного имущества – здания и сооружения «Гудаутской нефтебазы».
Но продажа залога стала проблемой, так как «Гудаутская нефтебаза» – госимущество, и Государственный комитет по управлению госимуществом отказался реализовать на торгах имущественный комплекс. В «Абхазтопе» сумму долга (63 миллиона 365 тысяч 620 рублей) называют завышенной, сумма невозвращенного долга, по их мнению, составляет не более 30 миллионов рублей. «Мы готовы платить долги подведомственного предприятия, но мы будем платить реальные долги», – отметил в СМИ и.о. гендиректора «Абхазтопа» Рамаз Джопуа. А вот зампредседателя правления «Сухум-банка» Аполлон Латария также публично заявил, что очевидным единственным выходом на сегодня остается реализация имущественного комплекса базы, «учитывая, что у нефтебазы нет средств и нет других источников погашения задолженности».
Читайте также Дело против гендиректора «Абхазтопа»: ущерб не окончательныйНо каким же образом информагентство «Апсныпресс» оказалось фигурантом данного конфликта? Нынешний директор его Манана Гургулия, вернувшаяся 11 июля, почти шесть лет спустя, к руководству этим ГИА, рассказала «Эху Кавказа» о подробностях:
«В заявлении, которое сделала госкомпания «Абхазтоп» – оно называлось «Информация для СМИ» и было опубликовано 1 июля в «Апныпресс», а потом и в социальных сетях, в «Абхазия-Информ», – есть такая фраза: «Госкомпания «Абхазтоп» предпринимает законные меры по защите государственных интересов и предотвращению попытки рейдерского захвата госимущества». Вот это предложение вызвало самое большое неприятие со стороны «Сухум-банка»; сказали, что их обвиняют в рейдерском захвате. Дело еще в том, что конфликт этот возник, когда я не возглавляла «Апсныпресс», поэтому не знаю, какие там были личные отношения. Там кто-то говорит, что они нелицеприятно друг с другом поговорили. Когда я стала спрашивать: так в чем же вина, собственно, «Апсныпресс», который просто опубликовал текст «Абхазтопа» (так же, как и текст «Сухум-банка»), без всяких комментариев, мне сказали, что были недовольны заголовком, под которым «Апсныпресс» поместил текст. Я не могу восстановить тот заголовок, так как произошли изменения на сайте».
«Сухум-банк» выставил иск «Абхазтопу» и «Апныпрессу» за моральный ущерб в несколько сотен тысяч рублей. Также они требовали от агентства опровержения опубликованной информации. Манана Гургулия продолжила:
«Я никак не могла понять, какое опровержение требуется от «Апсныпресс»: ведь «Апсныпресс» только опубликовал материал одной стороны и материал другой стороны. Опровержение я могла бы опубликовать только в том случае, если суд посчитал бы информацию неверной. Мне предлагали взять адвоката, но я отказалась брать адвоката, сказала, что мне это совершенно не нужно. Если даже какие-то недоразумения были, можно было вообще ни до чего не доводить. В конечном итоге все эти несогласованности, недопонимания были сняты, было принято решение о том, что «Сухум-банк», «Абхазтоп» и «Апсныресс» заключат мировое соглашение, в котором будет четко прописано, что «Сухум-банк» не собирался претендовать на государственное имущество и осуществлять рейдерский захват. «Абхазтоп», со своей стороны, заявляет о том, что они, используя понятие «рейдерский захват», не имели в виду «Сухум-банк», они вообще хотели предотвратить возможность кем бы то ни было присвоения или приватизации государственной собственности».
Читайте также Банк-кредитор обвинили в попытке рейдерского захвата Гудаутской нефтебазыПо словам Мананы Гургулия, все три организации сошлись на том, что агентство «Апсныпресс» опубликует текст мирового соглашения в том виде, в котором оно было принято. От требований компенсации морального ущерба «Сухум-банк» отказался. Надо уточнить, что данное мировое соглашение не имеет отношения к основной тяжбе вокруг возврата кредита, взятого «Гудаутской нефтебазой».
Абхазские журналисты внимательно следили за конфликтом. В июле Союз журналистов Абхазии делал заявление, в котором говорилось о безосновательности претензий банка к СМИ. Иной исход дела мог бы стать плохим прецедентом.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия