Грузинский Минюст не заметил европейского компромисса

Министерство юстиции Грузии (иллюстративное фото)

Комитет министров Совета Европы жестко раскритиковал Россию за неисполнение обязательств, определенных Европейским судом по правам человека по т.н. делу о депортированных, и дал последний срок для определения формы выплаты компенсаций. С таким заявлением выступило сегодня Министерство юстиции Грузии. Насколько отповедь главного органа Совета Европы может повлиять на Москву? «Эхо Кавказа» попросило прокомментировать ситуацию юриста, занимающегося этой тематикой, члена международной правозащитной группы «Агора» Кирилла Коротеева.

– Сегодня Минюст Грузии распространил информацию о жесткой реакции Комитета министров Совета Европы на неисполнение Россией вердикта ЕСПЧ в отношении выплат компенсаций гражданам Грузии, пострадавшим в результате массовых депортаций 2006 года. Москве дан срок до 12 ноября. Если она не выполнит требование, то в декабре будет принята некая промежуточная резолюция – первый шаг для начала процедуры о несоблюдении обязательств. Можете объяснить, что это означает?

Кирилл Коротеев

– На самом деле мне кажется, что Минюст Грузии немножко выдает желаемое за действительное. Потому что решение Комитета министров не такое твердое и бескомпромиссное, как хотелось бы. Кстати, дедлайн для выплат прошел уже давно, и Комитет министров установил просто еще один дедлайн. Главная угроза – они примут промежуточную резолюцию. Это даже не процесс по неисполнению по статье 46 Конвенции. Поэтому это, к сожалению, очень пустая угроза от Комитета министров.

Your browser doesn’t support HTML5

Грузинский Минюст не заметил европейского компромисса

– Срок выплаты компенсаций, общим объемом 10 миллионов евро, как вы уже сказали, истек еще 30 апреля 2019 года, и Комитет министров СЕ указывает, что России придется платить неустойку за каждый просроченный день. Насколько в действительности решение Комитета министров Совета Европы может заставить Москву выполнить это условие и заплатить помимо компенсаций еще и неустойку?

Читайте также Россия пытается сэкономить на компенсациях грузинам

– Комитет министров сам выбрал быть беззубым в данном случае – после очередного неисполнения принимает решение устанавливать дедлайн для того, чтобы оно было все же исполнено. Хотя комитет знает, что оно исполнено не будет.

– А какой реальный рычаг давления мог использовать Комитет министров?

– Комитет министров может поставить перед Большой палатой ЕСПЧ вопрос о том, было ли исполнено решение суда и какие меры необходимы для исполнения.

– То есть заявление грузинского Минюста о жесткой реакции Комитета министров, которое может привести к неприятностям для Москвы, преувеличено?

– Об этом не заявили, мы этого нигде не видели. Они не заявили, что начинают эту процедуру. В том-то и дело. Вы посмотрите текст. Мне кажется, что Минюст Грузии выдает желаемое за действительное.

* * *

Что же все-таки будет, если Москва откажется исполнять решение ЕСПЧ? В новой версии российской Конституции весьма расплывчато указан приоритет решений местных судов над решениями международных инстанций. По мнению некоторых юристов, при желании Москва может задействовать этот механизм и отказаться выплачивать компенсацию. Но для этого необходимо запустить процедуру обжалования решения ЕСПЧ в российской инстанции как нарушающее Конституцию России.

Читайте также Грузия удвоила счет к России

Есть еще один способ: президентом Российской Федерации 15 декабря 2015 года был подписан закон, по которому Конституционный суд РФ получает полномочия принимать решения о возможности или невозможности исполнения решений межгосударственных судебных органов. То есть, если Конституционный суд России посчитает, что ЕСПЧ принял неправомерное решение, то исполнение такого решения будет необязательным.

Но Москва до сих пор не прибегала к таким мерам. Россия попросту затягивает исполнение решений ЕСПЧ под различными предлогами. В частности, российская сторона указывала на не предоставление грузинской стороной необходимой документации, подтверждающей, что деньги дойдут до конкретных адресатов. В Тбилиси в ответ уверяют, что все документы были предоставлены больше года назад и Москва попросту не хочет исполнять вердикт Страсбургского суда.