В Грузии обсуждается программная речь лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. Он и в этот раз не нарушил традицию и построил ее на противопоставлении правления своей партии правлению «Нацдвижения» с Михаилом Саакашвили. Внимание аналитиков привлекло высказанное в речи намерение «Мечты» внести заявку на членство в ЕС Грузии к концу третьего избирательного срока – в 2024-м.
Видимо, следуя высказыванию о том, что истина познается в сравнении, всю свою программную речь Бидзина Иванишвили построил именно на этом. В 36-минутном выступлении каждая тема начиналась с жесткой критики бывшей партии власти, и на этом фоне особенно выделялись все достижения «Грузинской мечты».
Иванишвили апеллировал, по его словам, к «беспощадной» статистике. Так общество узнало, что за девять лет своего правления «Нацдвижение» потратило на здравоохранение 2 миллиарда 700 миллионов лари, а «Грузинская мечта» за восемь лет правления – 8 миллиардов 100 миллионов лари.
Your browser doesn’t support HTML5
Бидзина Иванишвили при этом делал многозначительные паузы, и не только потому, чтобы послушать аплодисментами, которыми его прерывали раз двадцать. А потому, что текст был полон высокопарных и сложных слов, он часто всматривался в суфлер, чтобы сказать, к примеру, про «Нацдвижение»: «очень лукавая политическая команда, которая выродилась, потому что совершила множества зверств».
Единственное мнение оппонентов (но только не «Нацдвижения»), которое разделяет лидер правящей «Грузинской мечты», – это бедность, которая неуклонно растет, но опять же из-за политики бывших властей:
Читайте также Власть и оппозиция обвинили друг друга в бедности«Мы смогли вывести 400 тысяч наших граждан из крайней бедности, у нас еще осталось за чертой крайней бедности более 700 тысяч человек. Это очень большое число. К сожалению, наша экономика не дает возможности преодолеть эту проблему одним разом. Но мы твердо верим, что благодаря правильной экономической политике, единству, самоотверженному труду и профессионализму мы эту проблему успешно преодолеем».
Но преодолеть эту проблему, опираясь на приведенные Иванишвили цифры, «Грузинской мечте», как и любой другой силе, не удастся в течение следующих четырех лет. На это, как подсчитали эксперты, понадобится 14 лет. Но, в отличие от прошлых лет, председатель «Грузинской мечты» не называл никаких точных дат. За него это сделали другие представители правящей силы.
Читайте также Восемь лет «сачхеризации» ГрузииСпикер парламента Арчил Талаквадзе сообщил, что по истечении третьего избирательного срока (при этом не было оговорено – в случае победы на выборах) в 2024-м «Грузинская мечта» внесет заявку на членство Грузии в ЕС.
Читайте также Грузия готова прийти в ЕС по-английскиОппоненты власти сразу обратили внимание на то, что «Мечта» тем самым бронирует место и на четвертый срок правления. А если вспомнить, что в свое время Бидзина Иванишвили часто говорил, что из политики намерен уйти в 2030-м, это предположение показалось вполне аргументированным.
Оппозиционные политики, как и часть наблюдателей, обещание «Мечты» посчитали необоснованным предварительным пиар-ходом. Некоторые вспомнили, как общественным мнением по поводу членства в НАТО и присвоении Грузии так называемого МАР манипулировали в свое время «Нацдвижение» и Михаил Саакашвили. Высказывались опасения, что в Грузии увеличится количество евроскептиков, если учитывать, что ЕС не собирается расширяться. Кроме того, существует кризис с мигрантами, а теперь и тяжелые экономические условия, вызванные пандемией. Вспомнили и о турецком опыте, когда после принявшего перманентный характер отказа Брюсселя в членстве в ЕС Анкара вообще отказалась выполнять какие-либо европейские рекомендации. Впрочем, так не считает директор центра европейских исследований при Фонде Рондели Каха Гоголашвили. По его мнению, правящая сила таким образом сделала вызов самой себе:
«Вступление в ЕС на 80% зависит от прогресса, которого достигает сама страна на пути трансформации, европеизации и развития своей экономики, своего общества. Это и обещание населению, что реформы будут проводиться в этом направлении. Я в этом ничего плохого не вижу. Если даже Грузия не будет готова к 2024 году, можно всегда отсрочить этот процесс, можно сказать, мы сделали то-то и то-то, и никакой прогресс на этом пути не останавливать».
Конституционалист, профессор Университета Ильи Коте Чокорая обратил внимание на то, что Бидзина Иванишвили со своей командой не хотят расставаться с властью. Учитывая, что Грузия – парламентская страна, четких ограничений по поводу пребывания у власти одной партии нет. Но быть спокойными, как в случае Германии и ее почти бессменного канцлера Ангелы Меркель, не приходится.
«Формально и у нас вроде бы меняются премьер-министры. Но на самом деле правит всем один человек – Бидзина Иванишвили. Здесь очень важно, как пройдут выборы, есть большой соблазн использовать средства – административные, финансовые, чтобы остаться у власти. Представители «Грузинской мечты», думаю, готовы использовать все рычаги, чтобы как можно дольше оставаться у власти», – говорит эксперт.
В то же время Коте Чокорая надеется, что такого не произойдет, поскольку у оппозиции, хотя она и слабая, все-таки есть шансы попасть в парламент. А к 2024 году эти шансы еще больше увеличатся с учетом того, что выборы пройдут исключительно по пропорциональным спискам, что уже не даст правящей силе возможности удерживать власть в своих руках.