Депутаты грузинского парламента в 2019 году израсходовали на 14% меньше топлива во время поездок, чем в 2018-м. Соответствующее исследование публикует Институт развития свободы информации. Впрочем, специалисты утверждают, что этот показатель должен быть намного выше.
Представитель парламентского большинства Илья Накашидзе занимает лидирующую позицию в списке депутатов, израсходовавших во время своих поездок в 2019-м самое большое количество топлива. Государственный бюджет оплатил ему 7791 литр горючего, сказано в исследовании Института развития свободы информации (IDFI). На малую толику отстали от своего однопартийца Ираклий Ковзанадзе, Акакий Зоидзе и Мамука Мдинарадзе, израсходовавшие более 7000 литров топлива за прошедший год. В целом все народные избранники сожгли во время поездок более 258 000 литров в 2019-м, что на 14% меньше, чем в 2018-м, сказано в исследовании. Его авторам в парламенте пояснили, что произошло это из-за обновления части устаревшего автопарка, однако, учитывая этот фактор, траты на топливо должны были сократиться намного больше, считают в НПО, и вот почему:
«27 декабря 2018 года в здании парламента Кутаиси прошла последняя сессия, и с 2019-го Высший законодательный орган возобновил работу в Тбилиси. Одна из причин (переезда в Тбилиси) была отдаленность Кутаиси от столицы. Ожидалось, что траты на топливо значительно сократятся, однако, по сравнению с 2018-м, в 2019-м они сократились приблизительно на 100 000 лари и составили более 867 000 лари (в 2018-м было потрачено 969 000 лари)».
Your browser doesn’t support HTML5
Некоторые депутаты отказываются верить цифрам в исследовании IDFI, к примеру, Акакий Зоидзе, занимающий третье место в списке парламентариев, израсходовавших самое большое количество топлива, в интервью телеканалу «Мтавари» сказал:
«Что-то вы путаете или ошибаются те, кто опубликовал это исследование. Как я мог столько потратить? Не могу сказать… это исключено. Вообще, был водитель, ему выдавали, я никогда не подсчитывал, сколько я топлива трачу. Я, правда, столько не ездил. IDFI может ошибаться, и я думаю, что они допустили ошибку, за которую, я надеюсь, они извинятся».
У главы транспортной ассоциации HUB Georgia Васо Урушадзе эти цифры не вызывают удивления. Зачастую служебные автомобили используются не по назначению, утверждает он:
«Естественно, 14% снижение затрат на топливо – это незначительная экономия. Проблему не решить сменой локации парламента, необходимо менять политику. В большинстве случаев автомобили, принадлежащие государственным структурам, в том числе и парламенту, используют представители правящей партии для ведения своей партийной деятельности. В частности, для организации разных мероприятий, в которых участвуют сторонники партии. Соответственно, эти расходы можно назвать неоправданными».
Между тем в исследование НПО попала и часть отчета за 2020 год. Конкретно были подсчитаны соответствующие затраты за апрель и май текущего года. В эти месяцы в Грузии было ограничено передвижение, междугороднее автомобильное сообщение, действовал запрет на передвижение после девяти вечера. Но депутатам, большинство из которых неустанно говорили о необходимости оставаться в самоизоляции, не только не удалось сократить затраты на топливо, но в некоторых случаях даже увеличить их. Например, лидеру «Альянса патриотов» Ирме Инашвили удалось израсходовать 877 литров за указанные два месяца, что на 136 литров больше, чем за тот же период прошлого года.
Оппозиционный депутат Георгий Церетели и представители большинства Дмитрий Хундадзе и Рати Ионатамишвили потратили еще больше бензина в эти дни – около 1000 литров. Последний в интервью грузинским СМИ заявил:
«В этот период было очень важно, чтобы мы продолжали работать с нашими целевыми группами, в том числе, и мажоритарным депутатам работать в их мажоритарных округах. Многие люди нуждались в ежедневной коммуникации с нами. Было очень много случаев, когда я отвозил и привозил разных людей с ограниченными возможностями в этот период, но говорить об этом, думаю, с моей стороны будет не очень прилично».
Как пишет IDFI, в период ЧП некоторым депутатам в самом деле приходилось тогда перемещаться намного чаще, чем в другие дни, исходя из специфики их работы. Например, Дмитрий Хундадзе занимался проверкой готовности госпитального сектора к вызовам пандемии, однако это единственный человек, который пояснил специалистам НПО, почему в эти месяцы затраты топлива возросли. Многие из них даже не посчитали нужным объяснить, почему расход горючего фиксировался даже в те дни, когда они находились в командировках за рубежом.