Вакцина, созданная совместно немецкой биотехнологической компанией BioNTech и фармацевтическим концерном Pfizer, вырвалась в лидеры неофициальной "прививочной гонки". Исследователи огласили предварительные результаты клинического исследования 3-й стадии препарата: вакцина оказалась эффективной примерно в 90% случаев. Испытания будут продолжаться, но пока это самый оптимистичный исследовательский результат среди всех потенциальных вакцин против COVID-19. На успех создателей немедленно отреагировали мировые финансовые рынки: цены на нефть подскочили на 10 процентов, резко выросли акции многих компаний, особенно – в авиаиндустрии и авиаперевозках.
Что значат "90 процентов эффективности"?
Вакцины, как и другие лекарственные препараты, перед одобрением и допуском в клиническую практику, как правило, проходят три этапа клинических исследований (КИ). Первые два в основном служат подбору правильной дозировки, оценке безопасности и формированию самых общих выводов о возможной эффективности. В них участвуют десятки или сотни добровольцев, и фактически это просто обязательный допуск к настоящему исследованию – третьей фазе, в которой препарат проверяется уже на десятках тысяч человек и делается окончательный вывод о его эффективности и безопасности. Основная критика российской вакцины "Спутник V" была связана именно с тем, что она была зарегистрирована до этой стадии: вакцину испытывают прямо сейчас, и достоверных данных о ее успехах до сих пор нет.
Pfizer/NioNTech сообщили как раз об успехах 3-й фазы КИ своей вакцины BNT162b2, которые близки к завершению. Участие в исследовании пока приняли около 43 тысяч добровольцев: они были поделены на две равные группы, одна получала два укола (с трехнедельным перерывом) настоящей вакцины, другая – два укола плацебо, причем ни испытуемые, ни исследователи не знали, получает доброволец настоящий препарат или пустышку. Затем ученые дождались, пока среди тех, кому было сделано оба укола, накопится достаточное число зараженных, чтобы можно было сделать статистически значимый вывод. Изначально таких случаев должно было быть 32, но в итоге удалось накопить 94 случая заражения. Теперь независимая группа исследователей получила право посмотреть, к какой из двух групп относились заразившиеся добровольцы. Оказалось, что "более 90 процентов", то есть, по-видимому, не менее 85 из 94 заразившихся относились к группе, получавшей плацебо.
Создатели вакцины хотят дождаться, пока накопится 164 случая заражения, и довести общее число добровольцев, получивших обе дозы препарата, до 48 000 человек. Но уже сейчас Pfizer собирается подать документы на регистрацию препарата для экстренного использования в американский регулятор FDA – в том числе создатели вакцины предоставят информацию о побочных эффектах, которые наблюдались у добровольцев в течение двух месяцев после введения препарата. Пока что, сообщает Pfizer, серьезных оснований для беспокойства по этому поводу не было.
Создатели вакцины заявляют, что готовы произвести 50 миллионов доз вакцины уже в этом году и 1,3 миллиарда доз в течение 2021 года.
Вектор или мРНК?
Pfizer/BioNTech первыми представили оптимистичные результаты исследования 3-й фазы, но и некоторые конкуренты по прививочной гонке в ближайшем будущем должны отчитаться о результатах своих испытаний.
Уже в середине марта ВОЗ отслеживала несколько десятков разработок противоковидных вакцин. Тогда же наметились и явные фавориты, среди них можно выделить четыре проекта (это не исчерпывающий список; всего на стадии КИ3 в настоящий момент находятся не менее восьми вакцин): препарат американской компании Moderna (в сотрудничестве с Национальным институтом аллергии и инфекционных заболеваний США), прививка британской компании AstraZeneca (при участии Оксфордского университета), немецкая разработка компании BioNTech (совместно с Pfizer) и китайская вакцина фирмы CanSino (вместе с Институтом биотехнологии Академии военно-медицинских наук КНР).
Британская и китайская разработки – векторные вакцины. Суть метода такова: иммунитету для тренировки нужно предъявить белок, характерный для патогена, например, шиповидный белок вируса SARS-CoV-2. Можно взять соответствующий участок генома коронавируса и встроить его в геном относительно безобидного вируса, например, аденовируса, который превращается в вектор, то есть в транспортное средство для доставки антигена в клетку. Вектор "заражает" человеческие клетки, которые начинают производить его белки, в том числе и шиповидный белок, а иммунная система учится распознавать их. К этому же типу вакцин относится и российская "Спутник V", созданная в институте имени Гамалеи.
Вакцины компаний Moderna и BioNTech относятся к другому типу, это мРНК-вакцины. В отличие от векторных, они обходятся без вирусного транспортного средства: участок РНК вируса, кодирующий все тот же шиповидный белок, специальным образом упаковывается в оболочку из других молекул, которая позволяет ему попасть внутрь клетки. Дальше, как и с векторными вакцинами, клетка начинает производить вирусный белок, который тренирует иммунитет.
И тот, и другой тип вакцин нельзя назвать хорошо отработанным. Так, доступ в клиническую практику пока получила только одна векторная вакцина – против вируса Эболы, а мРНК-вакцин в клинической практике пока и вовсе нет. В то же время оба подхода считаются очень перспективными, и каждый имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества векторной вакцины таковы: она тренирует иммунитет более "естественным образом", кроме того, когда уже есть относительно отработанный вектор, его легко снарядить для борьбы с другим вирусом. Именно благодаря последней особенности институт имени Гамалеи смог создать противоковидную вакцину так быстро – для этого были использованы разрабатываемые в том же институте потенциальные вакцины против Эболы и MERS. Из плюсов вытекают и минусы: вектор – тоже патоген, а значит, он, во-первых, может вызывать неприятные побочные эффекты, а во-вторых "путает" иммунную систему. Если иммунитет уже знает, как бороться с хорошо известным вектором, он может не обратить внимания на дополнительную коронавирусную "начинку".
МРНК-вакцины в этом смысле работают более точечно: они заставляют клетку производить только нужные коронавирусные белки. Считается, что прививки этого типа лучше способствуют развитию так называемого клеточного иммунитета – возможно, играющего ключевую роль в борьбе с SARS-COV-2. Кроме того, теоретически мРНК-вакцины проще и дешевле в производстве, поскольку ученые сегодня сравнительно легко умеют синтезировать участки мРНК. В условиях пандемии это важный фактор, но есть и обратная сторона: РНК нестабильна и ее доставка в клетку требует специальной упаковки в крошечную жировую капсулу. МРНК-вакцина нуждается в особых условиях хранения. Так, вакцина BioNTech хранится при температуре не выше минус 70 градусов Цельсия. Впрочем, компания Moderna утверждает, что ей удалось повысить этот порог до минус 20 градусов.
Как дела у конкурентов?
Moderna первой из перечисленных выше компаний начала испытания своей разработки: первые добровольцы получили вакцину еще в середине марта, но к третьей фазе испытаний исследователи приступили тогда же, когда и Pfizer/NBioTech, – в конце июля. В общей сложности в испытаниях должны принять участие порядка 30 тысяч добровольцев из США, а для того, чтобы сделать первые выводы, исследователи собираются накопить 53 случая заражения. Скорее всего, это произойдет уже в ближайшее время: Moderna, как и Pfizer, надеется подать документы на экстренное одобрение FDA в конце ноября. Планы по производству этой вакцины – 20 миллионов доз до конца года, 500 миллионов (с возможным увеличением до миллиарда) – в 2021 году. Важное преимущество вакцины Moderna – более мягкие, по сравнению с препаратом Pfizer, условия для хранения, которые, впрочем, все равно потребует дополнительных вложений в логистику.
Совместная разработка британско-шведской компании AstraZeneca и Оксфордского университета – пока скорее неудачник гонки. Эта аденовекторная вакцина (во многом аналогичная вакцине "Спутник V", но в британском варианте используется аденовирус шимпанзе, а не человека, как в российской, и требуется один укол, а не два) начала проходить 3-ю фазу испытаний в июле, как и другие конкуренты. Изначально именно эту прививку в ВОЗ считали одной из наиболее перспективных, ее исследования проводились очень широко и сразу в нескольких странах – помимо Великобритании это Бразилия, ЮАР, Япония, Индия и США. 8 сентября испытания пришлось прервать: у одного из добровольцев было обнаружено воспаление спинного мозга, которое может быть связано с инфекциями. До этого неврологическое нарушение было обнаружено у одного из испытуемых в июле. Создатели препарата заявили, что в обоих случаях болезни добровольцев не были связаны с вакциной, и испытания были продолжены уже 13 июля во всех странах, кроме США. В Соединенных Штатах пауза в исследованиях продлилась дольше – до 23 октября.
Из-за этого инцидента вакцина от AstraZeneca не только подпортила себе репутацию, но и отстала от конкурентов. Предполагалось, что документы на экстренную регистрацию этой вакцины будут поданы в FDA до конца 2020 года, но теперь этот срок, скорее всего, сдвинется на начало 2021 года. Производители уже подготовили 100 миллионов доз вакцины для британской системы здравоохранения и заключили договоренности о поставке 400 миллионов доз в ЕС и 300 миллионов доз в США.
Испытания вакцины китайской компании Cansino начались одними из первых, еще в марте. В июне ученые отчитались об успешных исследованиях 1–2-й фазы, а препарат был разрешен для использования китайскими военными. С начала осени производитель испытывает вакцину в рамках 3-й фазы в Саудовской Аравии, Мексике, Пакистане и России (проводить их в Китае не имеет смысла, потому что в КНР COVID-19 сейчас распространяется сравнительно медленно). В России в исследовании принимают участие только 500 добровольцев, зато оператор этого проекта, компания "Петровакс", надеется зарегистрировать китайскую вакцину в России и производить ее на собственном заводе в Московской области. По механизму действия препарат CanSino очень похож на "Спутник V": это векторная вакцина, использующая аденовирус человека.
А что в России?
На фоне сообщения об успехах испытания вакцины Pfizer/BioNTech в российском Минздраве поспешили заявить, что и "Спутник V" демонстрирует эффективность в 90 процентов. Впрочем, это заявление, сделанное главным внештатным терапевтом Минздрава Оксаной Драпкиной, не ссылается ни на какие конкретные данные. Разработка научного центра имени Гамалеи получила временную регистрацию Минздрава РФ еще в августе по итогам испытаний совмещенной 1–2-й фазы, в которых участвовало всего несколько десятков добровольцев.
Испытания 3-й фазы начались 26 августа. Всего в них должны участвовать 40 тысяч добровольцев. На конец октября только 9000 человек получили обе дозы вакцины, причем некоторые из них заразились COVID-19. В институте Гамалеи предположили, что заразившиеся участники испытаний относятся к группе, получавшей плацебо, но наверняка об этом можно будет судить только в середине ноября, когда будет раскрыта информация о том, кто к какой группе испытуемых относится. Как минимум один из участников испытаний пожаловался на серьезное ухудшение здоровья после применения "Спутника V" и невнимание к нему со стороны организаторов испытания. 9 ноября глава фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев пообещал, что исследователи опубликуют "промежуточные результаты" испытания в ноябре.
Дополнение от 11 ноября: спустя два дня после публикации пресс-релиза компании Pfizer, в официальном Твиттере российской вакцины "Спутник V" было опубликовано сообщение, что согласно первому внутреннему анализу, в ходе испытания 3-й фазы эта российская вакцина демонстрирует эффективность в 92 процента.
Российские исследователи, как заявили в институте имени Гамалеи, успели к этому моменту дважды вакцинировать порядка 16 тысяч добровольцев и произвели анализ эффективности на основе 20 случаев заражения. Глава Минздрава РФ Михаил Мурашко считает, что и этих первых данных достаточно для начала массовой вакцинации препаратом "Спутник V".
13 октября в России была зарегистрирована вторая противокоронавирусная вакцина, "ЭпиВакКорона". Ее создатель – научный центр "Вектор", в прошлом – центр разработки советского биологического оружия. Прививка, разработанная в "Векторе", – пептидная, этот метод основан на доставке в организм не генома, кодирующего белки патогена, а самих этих белков, упакованных особым образом. Как и "Спутник V", "ЭпиВакКорона" была зарегистрирована в особом порядке по итогам испытаний 1–2-й фазы. Основное клиническое исследование на 3 тысячах добровольцев должно начаться только в ноябре-декабре 2020 года. Достоверных сведений об эффективности и безопасности этого препарата придется дожидаться еще как минимум несколько месяцев.
10 ноября Владимир Путин пообещал, что в ближайшее время в России будет зарегистрирована и третья вакцина против COVID-19. Президент не сказал, о каком препарате идет речь, но очевидно, что и на этот раз речь идет о срочной регистрации по итогам первоначальных испытаний без полноценного исследования 3-й фазы.
Мы спасены?
Если оптимистичные данные Pfizer и BioNTech подтвердятся, первая достаточно эффективная вакцина против COVID-19 окажется в распоряжении человечества уже в начале 2021 года – всего через год с небольшим после того, как был зафиксирован первый случай заражения новой коронавирусной инфекцией. За это время от COVID-19 умерли более миллиона человек, а мировая экономика пережила небывалое потрясение, но ученых сложно назвать недостаточно расторопными: никогда ранее в истории не удавалось создать вакцину быстрее, чем за четыре года.
Впрочем, к сожалению, COVID-19 – коварная болезнь, и нет гарантии, что вакцина против COVID-19, даже успешно прошедшая все стадии исследований, будет работать хорошо. Во-первых, мы не знаем, насколько устойчив иммунитет к новой инфекции – как приобретенный естественным образом, так и стимулированный прививкой. Известно, что в некоторых случаях повторное заражение происходит, а значит, и действие вакцины может быть ограничено несколькими месяцами. Во-вторых, вирус мутирует, хотя и намного реже, чем грипп, и не исключено, что прививка окажется бессильной против новых штаммов SARS-COV-19. Не исключено, что прививаться от COVID-19 придется раз в несколько месяцев, используя обновленные варианты препарата. И для этого мРНК-вакцина подходит лучше, чем векторная, потому что она не тренирует иммунитет для борьбы с векторным носителем, который может сделать повторное применение вакцины на той же базе неэффективным.