Чтобы пройти на первое заседание парламента, представителям «Грузинской мечты» нужно было под звуки гимна Советского Союза прорываться через «коридор позора», устроенный им общественными активистами, избегать встречи с символической плюшевой зеброй Бидзины Иванишвили и не наступить на погребальный венок парламентаризму. Все восемь оппозиционных партий, получивших мандаты, в заседании не участвовали.
За неполные 30 лет независимости оппозиция в третий раз бойкотирует работу законодательного органа. В полупустом зале заседаний депутатам «Грузинской мечты» пришлось в гордом одиночестве приносить присягу на верность Отечеству.
Your browser doesn’t support HTML5
Перед началом пленарного заседания к ним обратилась президент Грузии Саломе Зурабишвили. В своем эмоциональном выступлении она призвала представителей всего политического спектра Грузии быстрее прийти к компромиссу, так как «время идеологий прошло: коммунизм закончился, даже ультралиберализм потерпел неудачу», а «фанатизм разрушает общество и уничтожает личность».
«Мы устали», – обратилась президент к оппозиции, и повторила это четырежды:
«Мы устали ходить по одному кругу! Пытаться управлять политическими процессами с улицы, провоцируя дестабилизации, вместо диалога! Тридцать лет несколько поколений простояли на улице! Все, в том числе и я, митинговали на ступенях парламента. Сегодня стране нужно другое! Мы устали от постоянной борьбы двух политических полюсов, которая продолжается по сей день. Мы устали от бесконечных ругательств, оскорблений, пренебрежения грузинскими и кавказскими традициями! Ненависть делает страну раздробленной, уязвимой и ослабленной в то время, когда ей больше всего необходимо мобилизовать национальную энергию для решения проблем. 30 лет – это возраст зрелости – и для человека, и для государства. Пора разорвать порочный круг!»
Читайте также «Грузинская мечта» обнулила переговорыСловно подхватив почин президента, представители правящей партии напомнили оппозиции о необходимости совместной работы на благо будущего Грузии, во имя развития демократии. Наиболее примечательным было заявление известной пианистки Элисо Болквадзе:
«Однопартийный парламент сам по себе нежелателен, но демократия – это борьба с трибуны. Как могут быть безупречными властные структуры в стране, которая только приступила к развитию демократии? Я живу во Франции и знаю, сколько лет тамошней демократии, вы думает в Париже стабильная социальная обстановка? Грузия – бедная страна, и поэтому к власти пришел Бидзина Иванишвили, и сделал многое для Грузии. Вы что, хотите построить страну за 8 лет? Разве вы не удовлетворены тем, что у вас нет войны? Разве у вас нет стабильности? На вас кто-нибудь нападал?» – обратилась Болквадзе к журналистам.
В ответ оппозиция на импровизированном митинге в исполнении Губаза Саникидзе провела свой ликбез по предмету демократии:
«По общим оценкам, произошедшее сегодня, – это тактическая победа оппозиции и серьезное поражение «Грузинской мечты». Если бы мы вошли в парламент, то мы лишились бы действенного рычага, который называется улицей. Для идиотов от власти и невежд хочу сказать: улица – колыбель и родина демократии, она зародилась на улицах античных Афин и Рима. Я буду счастлив прочитать курс лекций о родине демократии депутатам «Грузинской мечты», – сказал Саникидзе.
В подтверждение своих намерений представители пяти ведущих политических партий во Дворце студенческой молодежи подписали совместный меморандум об отказе от парламентских мандатов, после чего направились в Центральную избирательную комиссию, где написали заявление об аннулировании избирательных списков. Остальные партии не приняли участия в церемонии, но входить в парламент также отказались.
Тем временем представители большинства демонстративно занялись распределением парламентских должностей. Спикером вновь был избран Арчил Талаквадзе, затем парламент проголосовал за вице-спикеров, а также председателей парламентских комитетов.
При этом в правящей партии дали ясно понять, что поле для маневра остается. Ираклий Кобахидзе, исполнительный секретарь «Грузинской мечты», заявил о готовности его партии вернуться за стол переговоров в формате, который будет выработан после консультаций с западными посредниками.