Организация «Международная прозрачность» подвела итоги 8 лет пребывания у власти «Грузинской мечты». Все эти годы представители НПО неоднократно заявляли о неформальном правлении в стране и теперь готовы объяснить, почему считают Грузию «захваченным» государство или нет.
Захват государства – это «ситуация, в которой отдельные люди или группы людей, наделенные властью внутри или за пределами страны, используют коррупцию для того, чтобы подстроить государственную политику, правовую среду и экономику под свои частные интересы», – поясняют в НПО «Международная прозрачность – Грузия» (Transparency International). И сегодня налицо все признаки того, что государство захвачено олигархом Бидзиной Иванишвили, утверждают в организации.
«Исполнительная власть Грузии полностью находится под влиянием одного человека. Упразднены демократические механизмы сдерживания и противовесов, что является результатом ослабленного парламентского надзора и неофициальной сделки, заключенной между правящей партией и группой людей, полностью контролирующих судебную власть. Бидзина Иванишвили, не занимавший в течение многих лет никакой официальной государственной должности и не подотчетный перед обществом, сумел успешно поставить основные государственные институты Грузии, включая формально независимые органы, на службу своим бизнес-интересам и личной безопасности», – сказано в отчете организации.
Your browser doesn’t support HTML5
На протяжении лет на ведущие должности в органах исполнительной власти назначаются лояльные Бидзине Иванишвили люди, некогда работавшие на него, пишет Transparency International. Среди них экс-премьеры Ираклий Гарибашвили и Георгий Квирикашвили, а также бывший вице-премьер Дмитрий Кумсишвили, занимавшие разные посты в «Карту банке»; министр внутренних дел Вахтанг Гомелаури и начальник Особой службы государственной охраны Анзор Чубинидзе, которые некогда возглавляли охрану Иванишвили; экс-генеральный прокурор Шалва Тадумадзе был личным юристом олигарха; Григол Лилуашвили, глава СГБ и министр инфраструктуры Майя Цкитишвили работали на разных позициях во многих компаниях, принадлежащих председателю «Грузинской мечты», а министр здравоохранения Екатерина Тикарадзе была директором частной больницы, финансируемой фондом «Карту».
Тему, поднятую Transparency International, сегодня подхватили и другие неправительственные организации, например, представительница НПО «Останови коррупцию» Кети Энукидзе заявила:
«Сегодня высокие государственные посты занимают люди, которые представляют собой круг приближенных к одному человеку, который как Падишах правит страной. У этих людей нет никакой квалификации, они не заложили ни одного кирпича в дело построения этой страны, это люди, которые сами не знают, что нужно делать и что для этого необходимо».
Назначение и отставка перечисленных людей указывают на то, что эти решения были приняты лично Бидзиной Иванишвили, зачастую даже в обход юридических процедур, говорится в документе. Причем, многие нынешние и бывшие члены «Грузинской мечты» открыто заявляли о этом, напоминает доклад:
«Например, действующий министр обороны и бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили так описал процесс смены премьер-министров в последние годы: «В реальности власть, мандат принадлежит господину Бидзине. Об этом забывают все».
Читайте также Цугцванг ИванишвилиИ эту власть, по утверждению представителей Transparency International, Бидзина Иванишвили использует для масштабного подкупа избирателей, преследования политических оппонентов и бизнесменов, «несогласных с правилами игры», диктуемых олигархом, защиты неформальных представителей власти и установления контроля над прибыльными секторами бизнеса. При этом власти, под руководством Иванишвили, закрывают глаза на преступления коррупционной направленности, совершаемые высокопоставленными чиновниками, преследуют критически настроенные СМИ и подавляют гражданские протесты, говорится в докладе организации. Все это – явные признаки захвата государства, резюмируют в организации. Примеров подобной оценки власти крайне мало, утверждает политолог Гела Васадзе:
«На моей памяти… он (термин «захват государства») употреблялся в отношении Плахотнюка – олигарха у которого было серьезное политическое влияние в Молдавии, до какого-то периода он контролировал практически все ветви власти и даже все политические партии. В этом плане Грузия и Молдова были очень похожи. Но вообще в Грузии происходит нормальный, даже исторический политический процесс формирования демократического государства. То, что мы переживаем этот этап, на самом деле хорошо. Сейчас было бы комфортно политикам и обществу принять эту реальность и не обращать на нее внимания, однако то, что мы сейчас говорим – что мы с этим больше мириться не можем – это хорошая новость».
Читайте также Иванишвили с «Мечтой»: в долгий путь на долгие года?НПО «Международная прозрачность – Грузия» представляет собой «политический тренд, который находится на одной волне» с новой администрацией Соединенных Штатов, считает Гела Васадзе и это повод для властей Грузии прислушаться к сигналу, подаваемому неправительственным сектором. А в Transparency International, тем временем говорят, что для дальнейшего демократического развития в Грузии должна быть задействована эффективная антикоррупционная политика.