В Общественной палате Абхазии сегодня обсуждали работу школ в условиях пандемии. О возможности открыть учебные заведения представители Общенационального родительского комитета и члены палаты говорили с главным санитарным врачом Людмилой Скорик и министром просвещения и языковой политики Иналом Габлия. Родители требуют начать учебный процесс, санитарный врач и министр призывают подождать до 12 января. Если роста заболеваемости после новогодних праздников не будет, правительство будет решать, открывать школы или нет.
В Общественную палату поступило открытое письмо Общенационального родительского комитета, в котором ставится вопрос о необходимости начать занятия в школах. Комиссия палаты по развитию государственного языка, образованию, науке и культуре пригласила родителей, чтобы обсудить их требования вместе с главным санитарным врачом и министром просвещения.
Председатель Общенационального родительского комитета Абхазии Мадина Гумба не сомневается в том, что школы должны открыться. Школьники Абхазии не учатся уже с марта месяца, учебный процесс стартовал в сентябре и через две недели остановился из-за объявленного карантина. По мнению родителей, пандемия может продолжаться еще долго, но детям надо учиться.
Your browser doesn’t support HTML5
Представитель родительского комитета Гунда Кварчия попросила главного санитарного врача Людмилу Скорик вместе с родителями разработать санитарно-эпидемиологические правила для школ и детских садов, чтобы помочь им открыться.
Читайте также Олеся Маланка: «Сейчас вся ответственность ложится на плечи родителей»Антица Квициния говорила о том, что около 20% родителей в сложившейся ситуации пошли по пути оплаты занятий у репетиторов, но у многих такой возможности нет, кроме того, далеко не у всех детей есть возможность подключиться к занятиям по интернету:
«Я, например, разговаривала с дирекцией Абхазского государственного лицея-интерната, там дети даже элементарные телефоны себе позволить не могут. Половина учеников данной школы собирали мандарины, чтобы купить себе обувь. Другая половина детей торговала на рынке вместе с родителями. У нас есть категория учителей, которые собрали свои классы, сняли квартиры и девять месяцев занимаются со своими учениками. Ни одного заболевшего там нет. Двадцать учеников начальных классов, и туда ковид не пришел. Или же я проводила такой опрос среди своих коллег – родителей и мам – сколько они тратят на сегодняшний день на репетиторов? 14-15 тысяч рублей в месяц при средней заработной плате от 12 до 18 тысяч рублей. Я работаю в коммерческой организации, у меня зарплата 18 тысяч рублей. Это неприемлемо в условиях Абхазии. У нас очень много сельских школ, в которых по 60-70 учеников, даже необязательно сельские школы, например, 13-я сухумская школа – там учатся 70 учеников».
Представители родительского комитета считают, что малочисленные школы и начальные классы должны работать.
Читайте также «Преподавание без учителей – на сегодняшний день это утопия»Главный санитарный врач Абхазии Людмила Скорик напомнила родителям, что вспышка коронавирусной инфекции началась именно в сентябре, сразу после начала учебного года:
«Места сбора наших деток послужат нам очагом вспышек. Ведь в начале года, как только открылись школы, у нас пошел рост заболеваемости, у нас рост коронавирусной инфекции был в начале сентября именно по детям. Потом он у нас упал, потому что мы перестали делать забор у детей. Мы приезжали в очаг, и делали забор именно у пожилых родителей, потому что к этому времени у нас начался массовый рост заболеваемости среди группы риска – 65+».
В школах очень много переполненных классов, в которых возрастные педагоги подвергаются серьезной опасности, сказала Людмила Скорик:
«Когда я пришла на проверку в школу и спросила у педагога, сколько вам лет, у вас в классе сидит 38 детей? Этот педагог, естественно, заболел. Вы поймите, при коронавирусной инфекции главное, сколько вируса человек принял на себя, вирусная нагрузка. Дети не болеют, они просто переносчики, но если в классе сидит уже двадцать детей и все выделяют вирус на одного педагога, этот педагог, если у него будет очень хорошее здоровье, выживет в стационаре после двухмесячного лечения. Школы закрыты еще и из-за того, что мы не хотим уронить иммунитет наших маленьких граждан».
В зимний сезон в Абхазии, как и везде в мире, начинается рост острых респираторных заболеваний, которые ослабляют иммунитет детей и взрослых. В этот период бывают летальные случаи при гриппе. «Вы хотите открыть школы, а вы сделали прививки от гриппа себе и детям? Вы привили ваших старших?», – спросила Людмила Скорик.
По ее словам, в Абхазии есть в достаточном количестве качественная вакцина от гриппа и надо вакцинироваться. В то же время главный санврач согласилась с тем, что детские сады открывать можно, так как дети младшего возраста невосприимчивы к ковиду, и воспитатели там не подвергаются опасности, при условии, что детский сад благоустроенный, там тепло, есть необходимый персонал.
Скорик предупредила, что всплеск заболеваемости коронавирусной инфекцией может начаться после 5-7 января, когда все дружно и весело отпразднуют Новый год в больших компаниях.
Читайте также В новый год Абхазия войдет с ограничениямиМинистр просвещения и языковой политики Инал Габлия проинформировал, что в школы были переданы термометры, маски и санитайзеры. Он призвал всех дождаться 12 января – это дата, обозначенная в указе президента. Если роста заболеваемости не будет, тогда руководство страны будет принимать решение – продлевать вынужденные каникулы или нет.
Читайте также Инал Габлия: «Если карантин закончится, мы сразу начнем обучение в школах»Мадина Гумба проинформировала, что в Гагрском районе происходит отток детей из школ, родители переводят их в работающие школы Адлерского района. Она поинтересовалась у министра, есть ли у них данные о количестве выбывших учащихся? У министерства такой статистики нет.
Представители родительского комитета выразили готовность принять участие в инспекции школ на предмет их готовности к работе. И хотели бы контактировать с главным санитарным врачом и министром просвещения.
Подводя итог встречи, член Общественной палаты Сергей Смыр сообщил, что в Абхазии 152 школы и 27 тысяч школьников. 80 школ из их числа – малочисленные. В них учится в среднем от 80 до 100 человек. Есть сельские школы, в которых учатся 40 и менее человек. Хотя бы эти школы надо открыть. Министр просвещения подтвердил, что такая возможность будет рассматриваться.
Сергей Смыр порекомендовал определить план совместных действий Родительского комитета с руководителем СЭС и министром просвещения, чтобы усилить контроль за санитарным состоянием школ и соблюдением гигиенических норм.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия