Группа югоосетинских политиков заявила о готовности выступить посредниками между президентом и оппозицией, чтобы разрешить политический кризис в республике. Соответствующее заявление было опубликовано в Facebook, а также направлено президенту и парламентским партиям. Среди подписантов два экс-президента – Людвиг Чибиров и Леонид Тибилов. На эту инициативу сегодня ответил Анатолий Бибилов.
Заявление подписали пятеро: два экс-президента Южной Осетии Людвиг Чибиров и Леонид Тибилов, депутаты первого созыва парламента республики Станислав Кочиев и Вячеслав Гобозов, а также первый председатель ЦИК Борис Чочиев. Они заявляют о готовности выступить посредниками между президентом и парламентскими партиями, чтобы найти выход из сложившейся ситуации:
«Мы, нижеподписавшиеся, принимавшие непосредственное участие в создании, становлении и развитии нашего государства, заявляем о готовности выступить посредниками в процессе урегулирования сложившейся непростой общественно-политической обстановки и содействовать в организации конструктивного диалога, направленного на нормализацию ситуации в Республике Южная Осетия – Государстве Алания», – говорится в заявлении.
Оно было сегодня опубликовано в социальной сети Facebook, а также разослано парламентским партиям и президенту.
Your browser doesn’t support HTML5
Анатолий Бибилов уже отреагировал на предложение:
«Хочу поблагодарить их. Это важно, это необходимо делать. Тем более, я всегда подчеркивал, что готов к диалогу, к разговору с оппонентами. Здесь речь идет о тех людях, которые действительно заинтересованы в стабильности на территории Южной Осетии и готовы способствовать тому, чтобы таких демаршей ни со стороны исполнительной власти, ни со стороны, в данном случае, законодательной, больше не было», – сказал Бибилов журналистам.
Югоосетинский президент отметил, что уже переговорил по телефону с авторами заявления, речь шла о проведении встречи в ближайшее время:
«Готовность к встрече есть у всех сторон. Думаю, это произойдет на этой неделе, и мы обсудим те возможности, которые у нас есть. В первую очередь для того, чтобы парламент начал работать».
Депутат от партии «Ныхас» Давид Санакоев говорит, что он и его коллеги всегда были сторонниками открытого диалога с исполнительной властью. Они будут обсуждать это заявление сегодня вечером, а до тех пор он воздержится от комментариев. При этом Санакоев указал, что многие из его соратников, с кем он обсуждал эту инициативу, не представляют, как предметом компромисса может быть требование исполнения закона:
«Наше мнение такое: необходимо следовать закону, его мы и придерживаемся. В этом смысле инициатива вызывает недоумение у людей, которые считают, что необходимо беспристрастное расследование убийства Инала Джабиева, что генпрокурора необходимо уволить и привлечь к ответственности, необходима уголовно-правовая квалификация его участия в этом деле. В этом смысле непонятно, в чем может быть суть переговоров? В том, чтобы соблюсти закон наполовину, на четверть? Договориться, чтобы дать кому-то не исполнить закон на сколько процентов? Что они имеют в виду, когда говорят о выходе из ситуации?»
В этой истории еще один момент, который вызывает вопросы у Давида Санакоева. Это резкая смена отношения президента к переговорам. До сих пор он не был сторонником компромиссов, предпочитал продавливать свои решения. Настораживают Давида Санакоева и перемены в отношении Анатолия Бибилова к подписантам этого заявления:
«Я пару фамилий из подписантов этого заявления уже видел под другими обращениями к президенту (обращение экс-президентов Южной Осетии к Анатолию Бибилову с просьбой помиловать осужденного Георгия Кабисова – прим. «Эхо Кавказа»). Тогда президент проигнорировал этих людей. Тогда проигнорировал, а теперь не игнорирует? Получается, их предложение выгодно гаранту? В связи с этим у меня вопрос: а кто инициатор этого заявления? Быть может, сам президент его инициировал, чтобы затянуть процесс?»
Эти и другие вопросы задавали сегодня в комментариях под текстом заявления пользователи Facebook. «Эхо Кавказа» переадресовало их одному из авторов инициативы Вячеславу Гобозову:
«Такое подозрительное отношение, которые мы видим в социальных сетях, говорит о том, как далеко зашло недоверие к участникам политического процесса, в том числе, к властным структурам. Я сейчас не разделяю их на исполнительную и законодательную ветвь, на оппозицию и провластных деятелей.
– Многим непонятно, как сформировалась эта группа инициаторов: как-то вперемешку – депутаты, президенты, члены ЦИК…
– Нас связывают личные отношения. Возникла такая идея, мы ее обговорили. Можно было пойти по кругу, подтянуть еще кого-то, но потом все-таки решили начать вот с этого. Не было задачи собрать всех экс-президентов, или всех спикеров парламента и т.д. Было пять человек и их предложение, его можно принять или отклонить – никто ни о чем говорить не будет. Если другие политические силы или общественные деятели заявят о своем желании подключиться к этому делу в качестве посредников или модераторов, я буду только рад. Чем больше таких сил, тем больше шансов начать диалог, который на сегодняшний день больше напоминает спор глухого со слепым.
– Еще один вопрос, часто задаваемый: не устраиваете ли вы политический спектакль по просьбе президента, например, чтобы загнать оппозицию в угол, надавить на нее, что называется, всем миром?
– Для нас это точно не спектакль. Мы, подписанты этого заявления, еще даже не говорили о предложениях к этому диалогу, потому что у каждого из нас есть свое понимание происходящего. Пока мы только пытаемся понять, готовы ли нас вообще воспринимать в качестве посредников. Если готовы, то можно будет дальше говорить. Но это никакой не спектакль, с моей стороны во всяком случае. Повторяю, там пять самодостаточных человек. Каждый из них идет со своим видением, со своими предложениями. Не обязательно, чтобы они совпадали. В конце концов, выбирать из наших предложений тем сторонам, которые будут участвовать в диалоге – президенту и парламентариям. Но мы пока об этом вообще не говорили. Наша главная задача – посадить стороны за стол переговоров. Единственное, в чем мы сходимся: надо как-то разруливать ситуацию, искать компромиссное решение. Найти его без диалога невозможно. Можно обвинять друг друга в чем угодно, но последние пять месяцев показали, что все эти обвинения ни на минуту не пододвинули нас к решению имеющихся противоречий.
– Вы обсуждали или согласовывали свою инициативу с президентом или с чиновниками из его администрации?
– Нет. Я лично вчера днем, за 4-5 часов до опубликования заявления в социальных сетях, текст заявления вместе с составленным мною сопроводительным письмом направил в отдельных конвертах президенту и лидерам всех парламентских партий. Все участники были оповещены о нашей инициативе одновременно. Ни с кем мы заявление не согласовывали, кроме как друг с другом.
– Один из пользователей заметил, что ваша инициатива запоздала месяца на два. Хотя, надо признать, что вы говорили о необходимости диалога уже в сентябре, а в начале декабря даже провели обсуждение в медиацентре ИР, где предлагали организовать широкий переговорный процесс с участием всех политических и общественных сил республики. И все-таки, не кажется ли вам, что вы запоздали с этим предложением?
Читайте также «Мы намерены закрепить за парламентом право выносить недоверие генеральному прокурору»– Мне кажется, инициатива появилась тогда, когда она может быть востребована. Тем более что те люди, которые вносят предложение, они тоже должны были созреть для него. Я допускаю, что месяца два назад эта инициатива вообще бы прошла непонятой ни одной, ни другой стороной. Только со временем приходит понимание, что абсолютной победы не добьется ни одна из сторон и надо как-то из этого тупика выходить. Поэтому я бы не сказал, что инициатива опоздала. Еще не все навоевались, не все воспринимают необходимость диалога, еще сохраняются иллюзии, что взаимным давлением можно чего-то добиться».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия