Глобальное потепление в большинстве регионов планеты ведет к возникновению новых проблем. Абхазия – не исключение. В этом году раньше времени зацвела мимоза. Кроме того, неожиданно теплая зима внесла коррективы и в планы по вылову черноморского анчоуса.
Не верить в глобальное потепление, похоже, становится так же бессмысленно, как и в существование коронавирусной пандемии: слишком много свидетельств этому на планете.
Нетрудно отследить ее влияние и на примере Абхазии. О лесных пожарах в предгорьях, которым способствовала аномально теплая погода нынешней зимы, «Эхо Кавказа» не раз рассказывало в минувшие месяцы. Когда с 10 января в республике, наконец, зарядили проливные дожди, а потом даже выпал снег на побережье, казалось, об этих пожарах можно забыть надолго. Но затем снова потеплело и появились новые сообщения о них. В среду, 27 января, у объездной дороги в Гагре загорелись сухостой и подлесок общей площадью 30 гектаров. Возгорания общей площадью около десяти гектаров произошли и в селах Мыку и Маркула Очамчырского района. Пожарные расчеты МЧС локализовали и полностью ликвидировали пожары. Но новые, уже во второй половине зимы, оживили конспирологические настроения среди части интернет-пользователей.
Your browser doesn’t support HTML5
И уже в конце января в Абхазии на обочинах дорог можно было видеть цветущие деревья мимозы (акации серебристой). Как известно, с советских времен в экономике республике играют немаловажную роль два экспортных «предпраздничных» вида растениеводства: мандарины перед Новым годом и мимоза, в меньшей, конечно, степени, – перед Международным женским днем 8 Марта. И если на созревание цитрусовых климатические изменения не влияют, просто сменяют друг друга более и менее урожайные годы, то жителей Абхазии, специализирующихся на вывозе мимозы, не раз в последнее, как минимум, десятилетие тревожило то, что она начинала цвести не в конце февраля – начале марта, как обычно, а на несколько недель раньше. Но в Абхазии произрастают и ранние, и поздние сорта мимозы, и последние всегда выручали экспортеров цветочного товара. Так, очевидно, будет и нынче. Тем не менее, если бы ранние сорта не зацветали так рано (а спустя две недели цветки теряют товарный вид, приобретают коричневый цвет), возможностей для экспорта было бы больше.
Читайте также Цвет настроения – желтый, или Путешествие абхазской мимозы на северТеплая в целом зима в бассейне Черного моря внесла неожиданные коррективы в планы по вылову черноморского анчоуса (хамсы) у берегов Абхазии. В последние годы путину здесь ведут турецкие сейнеры, и почти весь улов перерабатывается в рыбную муку на построенных в Абхазии совместными компаниями заводах. Все это стало серьезной статьей дохода в госбюджете республики. Но нынче, рассказал в интервью «Эху Кавказа» директор Института экологии Академии наук Абхазии Роман Дбар, стадо анчоуса, мигрирующее зимой в прибрежные воды Абхазии, как в самые теплые воды бассейна, сюда опаздывает:
«Хамса присутствует, но объем ее добычи составил самый, можно сказать, низкий показатель за последние годы – чуть меньше трех тысяч тонн. Хамса – основной промысловый вид рыбы в Черном море, не только у берегов Абхазии, но и по всему Черноморскому региону. Зимой рыба начинает собираться у берегов, которые сохраняют теплые воды. По сути дела, таких мест в Черном море два – это южный берег Крыма и Абхазия. Чем холоднее вода в зимние месяцы, тем больше хамсы собирается в этих местах. Если зимы оказываются очень суровыми, то самыми теплыми водами оказываются абхазские. Хамса начинает собираться у турецкого побережья в район Ризе и Синопа и затем начинает двигаться в сторону берегов Абхазии. Грузинские воды хамса проходит транзитом. А азовская хамса выходит зимой из Азовского моря и распределяется так: часть уходит к Крыму, а часть движется вдоль кавказского побережья к Абхазии. Но последние годы мы практически не регистрируем приход сюда азовской хамсы: воды оказываются теплыми и ей нет необходимости двигаться в сторону Абхазии».
Азовская хамса, пояснил Дбар, является, по сути, тем же самым видом, что и черноморская, но с некоторыми особенностями, обусловленными характером ее питания. Ну, а то, что она, по-видимому, теперь в основном зимует у южного берега Крыма, заставило вспомнить про любопытную информацию в СМИ, привлекшую на днях внимание наблюдателей в Абхазии: некие абхазские инвесторы вложили средства в строительство завода по переработке хамсы в Крыму. Роман Дбар по этому поводу сказал:
«Я не знаю подробностей этого инвестиционного проекта и не знаю персон, которые в нем участвуют. Но надо сказать, что абхазские заводы по переработке хамсы производят достаточно сильное впечатление на российских специалистов, потому что в России нет сегодня такого уровня заводов, которые могут перерабатывать хамсу. Технологически они достаточно продвинутые. Это связано с тем, что Турция копирует наиболее современные европейские технологии в сфере переработки рыбы. Но у нас сейчас существует дисбаланс: количество хамсы у нас не увеличится в ближайшей перспективе, оно будет оставаться в размерах 30-40 тысяч тонн ежегодного изъятия, а количество заводов по переработке увеличивается. Это ненормально, и может привести к катастрофическим последствиям для самого бизнеса».
Вернувшись к нынешней путине в Абхазии, Дбар отметил, что, возможно, после двух дней активных штормов, которые охватывают большую часть черноморского пространства, перемешивают водные массы в бассейне и делают их холоднее, будет более активная миграция хамсы к берегам Абхазии.
Хамсовая путина в Абхазии началась 18 декабря. Постановлением правительства республики, общий допустимый улов хамсы был определен до 45 тысяч тонн.
Следует, впрочем, заметить, что обеспокоены очень вялым пока ходом путины главным образом вовлеченные в эту отрасль. Зато довольны те, кого очень раздражает запах с заводов по переработке хамсы, а также те, кому кажется, что рыболовецкие сейнеры слишком близко подходят к берегу.
Что касается комбината в Крыму по переработке тюльки, кильки и хамсы, то, как удалось выяснить из публикаций СМИ, общий размер инвестиций в него составит 1 млрд рублей. Непосредственно на полуострове реализацией проекта занимается ООО «Колос». Гендиректор предприятия Астамур Ашуба рассказал «Эксперту Юг», что для реализации проекта правительство Крыма предоставило им в долгосрочную аренду участок в 6,5 га на берегу Керченского пролива. Оборудование завода закуплено в Турции.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия