Громкая отставка замглавы МВД Грузии на фоне очередного «слива» информации о незаконных действиях спецслужб в отношении оппозиционных политиков.
Череда политических скандалов в Грузии продолжается. Генпрокуратура начала расследование по факту заявлений экс-сотрудника Службы государственной безопасности Иванэ Гулашвили о тайных прослушках и слежках, осуществляемых СГБ. Согласно информации, вышедшей в эфир оппозиционных телеканалов, грузинские спецслужбы установили видеонаблюдение непосредственно в доме оппозиционного политика Анны Долизе, с помощью спецустройств отслеживали автомобиль ныне находящегося в заключении одного из владельцев оппозиционного телеканала Mtavari Arkhi Георгий Руруа, а также внедрили программу-шпион в персональный компьютер бывшего руководителя Управления мусульман Грузии, шейха Вагифа Акперова.
Your browser doesn’t support HTML5
Но прокуратуру больше заинтересовало заявление Гулашвили о том, что в ходе злополучной «гавриловской ночи» замминистра внутренних дел Каха Сабанадзе отправлял ему голосовые сообщения, где давал прямые инструкции: удалить запись разгона акции с сервера парламента, отключить монитор перед зданием законодательного органа «при помощи специального устройства с опасным излучением» и так далее. Согласно заявлению, опубликованному прокуратурой, следственный орган расследует факт возможной слежки за Кахой Сабанадзе:
«На основании распространенной информации определенными должностными лицами, в Генеральной прокуратуре Грузии 22 марта 2021 года было начато расследование возможных нарушений тайны частного общения и возможного злоупотребления служебными полномочиями в соответствии с подпунктом «Б» четвертой части статьи 158 УК Грузии и с возможными признаками первой части статьи 333».
Сам Сабанадзе уже покинул свою должность, сообщив об этом на своей страничке в социальной сети «Фейсбук». Причиной ухода уже бывший чиновник назвал нежелание бросать тень на расследование:
«Я хотел бы откликнуться на недавние сообщения в СМИ и подчеркнуть, что я много лет служил государству и придерживался закона, неукоснительное выполнение которого было, есть и будет моим приоритетом. Я считаю, что вышеуказанные факты необходимо изучить, а для установления истины необходимо провести тщательное и объективное расследование. В связи с вышеизложенным, чтобы обеспечить доверие к процессу расследования, я подаю в отставку! Думаю, это будет хороший прецедент для должностных лиц, чтобы действовать с высокой степенью ответственности в случае возникновения вопросов в обществе».
По мнению комментаторов, в заявлении Сабанадзе самой интересной является именно та часть, где он говорит о прецеденте. Учитывая то, что занимавший должность замглавы МВД с 2017 года, Сабанадзе считался человеком бывшего главы правительства Георгия Гахария, этот шаг может быть неким намеком на то, как в подобном случае поступил нынешний премьер Ираклий Гарибашвили, также оказавшийся в центре скандала с прослушкой. Но не посчитавший нужным подать в отставку.
Это также может быть продолжением заявления самого Георгий Гахария о скором возвращении в большую политику. Во всяком случае, и власти, и оппозиция уже учитывают появление на политической арене в Грузии старой фигуры в новой ипостаси.
Читайте также Гахария возвращается. Разбавит ли он политический спектр?В «Грузинской мечте» пока не видят повода для беспокойства. Во всяком случае, возможное скорое возвращение Георгия Гахария в политику в качестве некоей третьей силы, один из лидеров партии власти Созар Субари угрозой не считает:
«Никто лучше Георгия Гахария не знает, кто является источником поляризации в Грузии. Это Михаил Саакашвили. Будучи премьером, он обратился к деструктивной части оппозиции: «Я оставлю вас на улице, ваше место на улице». Надеюсь, он до сих пор так думает и не будет противоречить себе же. Что же касается «Грузинской мечты», она продолжает свой путь. Мы не рады, что кто-то уходит из «Грузинской мечты», но главная заслуга Бидзины Иванишвили в том, что он создал сильную команду со многими лидерами. Так что существованию большинства ничего не угрожает».
В оппозиции тоже не торопятся принимать господина Гахария в свои ряды. Часть противников власти считает, что возвращение экс-премьера в политику – наглядное осуществление «плана Б» Бидзины Иванишвили. Об этом, в частности, заявил представитель «Единого национального движения» Леван Бежашвили:
«Общественность хорошо помнит заявления Гахария о том, что он заставит «Национальное движение» исчезнуть и так далее. Этот человек является одним из факторов поляризации. Мы знаем, что Гахария – это «план Б» «Грузинской мечты». Поэтому нецелесообразно занимать иную позицию по отношению к этому человеку и представлять его как некую третью силу».
Читайте также Надолго ли ушел Георгий Гахария?Менее радикально настроенная часть оппозиции не столь категорична, но политическое будущее Георгия Гахария его бывшие противники оценивают как весьма туманное. Такое мнение, в частности, высказал представитель «Гирчи» Яго Хвичия:
«Сначала ему нужно будет доказать, что он действительно представитель настоящей оппозиции, а не искусственно созданной. В грузинском политическом поле это будет непросто. Он должен будет точно обозначить свои планы. Надо также понимать, что, если у вас был высокий рейтинг в бытность премьером, это не всегда означает, что он сохранится у вас в качестве оппозиционера. Все может быть наоборот».
Так или иначе, политический кризис в Грузии усугубляется. А громкие отставки силовиков на фоне очередных компроматов и сливов незаконной деятельности спецслужб явно не способствуют оздоровлению политического климата в стране.