Сокращение производства, падение платежеспособности населения, обесценение лари – только часть повестки сегодняшней встречи главы кабмина Грузии Ираклия Гарибашвили с представителями бизнеса. При этом ее участники наверняка были под впечатлением данных Грузстата, в соответствии с которыми все экономические индикаторы находятся на беспрецедентно низком уровне.
По информации статистического ведомства, в феврале экономический спад составил 5%, а по итогам первых двух месяцев 8%. В прошлом месяце по сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдалось снижение в промышленном производстве, строительстве, развлечениях и отдыхе, логистике, операциях с недвижимостью. Впрочем, как заявил сегодня на брифинге исполнительный директор Национального статистического управления Гогита Тодрадзе, есть сферы, где наметился небольшой прогресс:
«Тенденция роста наблюдается в финансовом и страховом секторах, торговле. Приблизительно на 14% сократился объем импорта. Однако следует отметить, что в феврале 2021 года экспорт увеличился на 3%, в том числе объем местного экспорта (т.е. без учета реэкспорта) увеличился на 23%», – подчеркнул Тодрадзе.
Your browser doesn’t support HTML5
Поиску путей по выходу из кризиса был посвящена сегодняшняя закрытая встреча в администрации правительства, где премьер-министр Гарибашвили принял представителей бизнеса.
По словам управляющего партнера консалтинговой компании BDO Georgia Зураба Лалазашвили, беспрецедентное обесценение является главным экономическим вызовом:
«Обменный курс лари важен для бизнеса. Нам интересны конкретные шаги по стабилизации курса со стороны правительства и Нацбанка. Все это очень сильно бьет как по населению, так и бизнесу и, в конечном итоге, очень плохо отражается на нашей экономике», – подчеркнул бизнесмен.
Читайте также Тяжелое падение легкого лариМежду тем, по мнению экспертов, другим индикатором глубокого кризиса является падение покупательной способности населения. Согласно сегодняшнему обзору Всемирного банка, в результате пандемии COVID-19 и последующего экономического кризиса дополнительно 193 тысячи граждан Грузии, или 5,4% населения, оказались за чертой бедности. К концу 2020 году количество бедных составило 754 тысячи человек, или 20,3% населения. Согласно этой же оценке, восстановление экономики Грузии до докризисных показателей маловероятно до конца 2022 года.
Профессор тбилисского госуниверситета Иосиф Арчвадзе также считает, что несмотря на некоторые проблески роста, говорить о выходе из кризиса преждевременно:
«Падение по сравнению с январем несколько замедлилось, и думаю, скоро достигнет нуля. Как никак, март был месяцем первого локдауна. В целом, считаю, что оценки Всемирного Банка все же оптимистичны, и достижение докризисных показателей экономики произойдет не ранее конца 2024 года. Основанием для таких заявлений служит крайнее обнищание населения. Можно без конца рассуждать о макроэкономических параметрах и курсе лари, но факт, что покупательная способность большинства людей находится на минимуме. Этот фактор долгое время будет ограничивать оживление экономики».
Читайте также Грузинская власть победила инфляцию. СтатистикойВ целом, по итогам сегодняшней встречи в администрации правительства было решено, что режим встреч будет сохранен и расширен. В сжатые сроки пути стабилизации лари будут рассмотрены на совместной встрече представителей Нацбанка, бизнеса и правительства. Кроме того, будет создан специальный совет по экономическим вопросам, куда войдут и представители бизнеса.