«Вокруг их домов собираются толпы вооруженных людей»

Снова абхазский сегмент Фейсбука эмоционально обсуждает то, что один из пользователей назвал бурей в стакане воды, а другой ему возразил: «Да у нас половину поводов для подобных обсуждений можно так назвать, но при этом людям, вовлеченных в скандалы, от этого не легче».

Вчера абхазский блогер и прозаик Эля Джикирба разместила пост, что называется, на грани нервного срыва:

«По поводу скандала с детьми в Абхазии. У меня вопрос. А судьи кто? На месте правоохранительных органов и СГБ я бы прошерстила зачинщиков «праведного суда» по поводу их морального облика, их юридической чистоты, их дел и делишек. Я бы пригрозила им обнародованием всех фактов из их жизни, всех нюансов. И знаете почему? Потому что Республика Абхазия – это государство, а не сельский сход под местным деревом. И то, что «морализаторы» позволяют себе устроить самосуд над теми, кто не в состоянии себя защитить – это вызов устоям государства, а значит, настоящий саботаж его деятельности. Тьфу на вас, морализаторы! Не нравится, что случилось – подайте в суд! Бессовестные! Нашли врагов Боже, бедная моя Абхазия! И это ты хочешь стать правовым, гуманным государством? Зачем тебе тогда все эти органы власти? Зачем тебе гражданское общество? Дикое поле... И еще. Вы где были, морализаторы лицемерные, когда в стране происходили по-настоящему страшные вещи? Что-то я не помню вас на площадях? Бандитов боитесь, значит? Наркодилеров и наркобаронов боитесь? Убийц боитесь? А обычных людей можно пошпынять, силу свою показать? Ханжи, лицемеры, трусы!».

Your browser doesn’t support HTML5

«Вокруг их домов собираются толпы вооруженных людей»

Что же случилось? Конечно, пользователи начали задавать блогеру этот вопрос, и та стала объяснять: «Дети в бутылочку играли, какая-то сволочь слила все в интернет, теперь семьям угрожают и требуют расправы».

Далее выяснилось, что она отреагировала на видеобращение в соцсетях девушки, которая взывала к обществу о помощи. Поскольку обращение это уже вовсю «гуляло» в соцсетях, знакомая сухумчанка вчера вечером переслала мне его, уточнив, что «детьми» участников скандала назвать трудно; на видео она узнала аниматоров, которых пару лет назад приглашала на день рождения шестилетней дочки. Гораздо уместнее здесь растяжимое «молодые люди». И вот что говорит автор обращения:

«Я обращаюсь к вам в связи с последними событиями, в эпицентре которых оказались двое аниматоров из команды аниматоров в Сухуме. С большой болью в сердце было принято решение отстранить их от работы. Да, они оступились и совершили серьезную ошибку. Но началась настоящая травля этих ребят. Им и их родителям стали приходить как письменные, так и голосовые угрозы расправы с обещанием убить их и всех членов их семей. Вокруг их домов собираются толпы вооруженных людей. Я и все члены нашей команды очень переживаем за них и их семьи. А их родители не знают, как поступить и куда обратиться за помощью. И мы тоже не знаем, что нам делать, все их друзья сидят и плачут. Я очень прошу общественность Абхазии, если у кого-то есть возможность хоть как-то повлиять на эту ситуацию, принять хоть какие-то меры, чтобы их не убили, я прошу вас о помощи».

Примечательно, что автор обращения тоже не сказала в нем, в чем «оступились» уволенные молодые люди, которые подвергаются травле. Объяснить это, думается, можно тем, что в абхазском обществе слова «игра в бутылочку» звучат совсем по-другому, чем в странах с более раскрепощенными нормами поведения.

Как сообщает Википедия, «Бутылочка» – игра для преимущественно подростковой или молодежной компании. Несколько игроков (от 4, лучше от 6) сидят в кругу, один из них раскручивает лежащую бутылку – он должен будет поцеловать того человека, на которого укажет горлышко бутылки (противоположного пола); затем бутылку крутит тот, на кого она только что указала». Как к этой игре относиться, каждый решает сам. Прежде всего, конечно, огромное значение имеют место (страна) и время (эпоха) действия. Во множестве стран и у множества народов даже заговорить о таком неприлично. Но и эпохи меняются. В викторианской Англии, в девятнадцатом веке, за обеденным столом старались избегать просьбы соседу передать куриную ножку, ибо сказать «ножка» было стыдно. Наконец, играть тоже можно по-разному, с разной степенью «раскрепощенности».

Большинство комментаторов статуса Эли Джикирба ее горячо поддержали:

  • «Совершенно согласна! Бессовестно и бесчеловечно угрожать детям и их семьям! Не припомню ни одной расправы над наркоторговцами»;
  • «Это частная жизнь! Этих очень молодых людей, если не хотите детьми их называть. Во все времена считалось неприличным лезть в чужую жизнь! И никто не имеет права требовать над ними «суда»!».

Но прозвучали и возражения:

  • «Я видела это видео... Если честно, меня передернуло, аж до такой степени было все мерзко и нагло... Эти дети прекрасно знали, чем это может закончиться, и позировали... Всегда говорила и говорю: детей нужно воспитывать; если что-то пошло не так, виноваты старшие...»;
  • «Слишком много видео в последнее время с участием нашей молодежи с непристойным поведением! А что дальше будет? А то, что не сняли и не выложили!? Ужасно это все!».

«Эхо Кавказа» связалось сегодня с помощником министра внутренних дел Абхазии Бадрой Айба. Об этом скандале он ничего не знал. Но пообещал, что правоохранители выяснят обстоятельства происходящего и оградят людей от угроз. Он согласился с тем, что как бы не нравилось, и заслуженно не нравилось, очень многим их поведение, подвергать их и их семьи травле никто не имеет права. Сотрудникам милиции было поручено найти автора обращения и предложить ей написать заявление в правоохранительные органы о звучащих угрозах.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия