Партии, отказавшиеся от работы в парламенте, будут лишены государственного финансирования. Инициатива правящей партии «Грузинская мечта» встретила неоднозначную реакцию политического спектра.
Партия, которая отказывается исполнять волю народа и саботирует работу высшего законодательного органа, должна быть лишена финансирования. Это позиция правящей «Грузинской мечты».
Сегодня в парламенте бурно обсуждали поправки в закон «О политических объединениях граждан». Глава комитета по правовым вопросам Анри Оханашвили утверждает, что инициатива, согласно которой те партии, которые пройдут избирательный барьер и откажутся принимать участие в парламентской работе, будут лишены государственного финансирования, полностью соответствует международной практике и не встретила нареканий со стороны Венецианской комиссии. При этом Оханашвили подчеркивает, что речь идет не о сегодняшнем дне, а о гарантии соблюдения демократических норм в будущем:
«Это обеспечивает принятие превентивных мер, и это будет превентивным фактором, чтобы после 2022 года никто не выступал против демократии. Когда вы объявляете саботаж своему собственному народу, государству и учреждениям, демократия называет это саботажем, и этот саботаж не должен финансироваться из государственного бюджета, это абсолютно законно».
Your browser doesn’t support HTML5
В том, что вопрос был проработан с экспертами Венецианской комиссии, уверяет и вице-спикер парламента Арчил Талаквадзе, который, будучи председателем высшего законодательного органа, принимал непосредственное участие в формировании соответствующего запроса в этот орган ЕС. На сегодняшний день, утверждает Талаквадзе, у международных партнеров Грузии нет никаких вопросов относительно системы финансирования политических организаций:
«С согласия Венецианской комиссии и в консультациях с ними мы провели очень демократическую реформу правил финансирования партий. В частности, мы ввели прозрачное и справедливое правило финансирования партий. Следовательно, вопросов по системе финансирования сегодня больше нет. Сегодняшняя система абсолютно прозрачна. Согласно новому правилу, финансирование партий привязано к порогу, поэтому здесь ничего не меняется».
При этом Талаквадзе поделился, что «многие граждане сегодня задаются вопросом, почему они должны финансировать политические партии, которые отказываются выполнять свои функции»:
«Мы учитываем позицию и законные аргументы многих граждан в нашей стране. Речь идет о финансировании в размере шести миллионов. Представьте, шесть миллионов лари из налогов граждан, согласно действующему законодательству, могут быть использованы политическими партиями, которые были избраны этими гражданами, но отказались выполнять свои функции в парламенте».
Читайте также «Государство не должно финансировать депутатов, которые отказываются работать»По словам Талаквадзе, ни одна из политических партий не может утверждать, что закон направлен специально против них. Так как подавляющее большинство этих организаций изменили свое решение по бойкоту парламента и вошли в высший законодательный орган. Соответственно, согласно закону, они получат финансирование. Правда, не все согласны с такой позицией. В частности, лидер «Стратегии Агмашенебели» Георгий Вашадзе назвал инициативу правящей партии уподоблением «Единому национальному движению»:
«В 2008 году «Единое национальное движение» тоже приняло недемократическое решение о прекращении финансирования партий. Вы говорите, что между вами и их подходом есть разница, но вы ведете себя точно так же. Получается, что реальной разницы между «Национальным движением» и вами нет. Вы присоединяетесь к «Национальному движению», которое тогда приняло закон против оппозиционных партий, а теперь его принимаете вы».
Речь идет о решении парламента, находившегося тогда под управлением «Единого национального движения», когда оппозиционным партиям, отказавшимся войти в парламент, также было прекращено финансирование. Правда, через несколько месяцев решение было отменено, а финансирование восстановлено. Сегодня «Нацдвижение» считает такой подход со стороны правящей партии недемократическим. Об этом заявила лидер фракции ЕНД Хатия Деканоидзе:
«Этот законопроект направлен на максимальное ослабление политического плюрализма в Грузии. Если власть выступает за развитие демократии, то она должна способствовать усилению партий. Но вы, наверное, помните угрозы в наш адрес. В законопроекте был отдельный пункт, посвященный Михаилу Саакашвили. После того как международные партнеры сделали серьезное замечание, они решили пойти этим путем».
Больше всех недовольны в Лейбористской партии. В случае принятия законопроекта именно эта политическая организация и лишится финансирования. Представитель лейбористов Георгий Гугава назвал инициативу «Грузинской мечты» карательной мерой против тех, кто единственный из всего оппозиционного спектра остался верным принципам:
«Это карательная мера, принятая олигархом Иванишвили против Лейбористской партии, единственной партии, которая осталась верна своему слову, не предала народ, не вошла в парламент. Они собираются принять этот закон, который фактически предусматривает запрет на деятельность Лейбористской партии, потому что этим решением мы лишаемся права использовать бесплатное телевизионное время. А также финансирования, предусмотренного законом. Это кара тем, кто не подчинился диктатуре Иванишвили, не заключил с ним сделку, как это сделали другие оппозиционные политические партии. Все, кто прошел в парламент, согласились с Иванишвили или подчинились его диктатуре».
Впрочем, с такой позицией согласны далеко не все. В частности, лидер партии «Граждане» Алеко Элисашвили считает, что отказ в финансировании тем, кто отказался принимать участие в парламентской работе, вполне справедлив. По его словам, то, что правило будет действовать с 2022 года, – гарантия того, что поправки в закон не будут использованы для политического возмездия. Элисашвили считает, что если партия отказывается от работы, которую ей своими голосами предоставили избиратели, то она должна отказаться и от зарплаты за эту работу.
В случае принятия поправок в закон «О политических объединениях граждан», они вступят в силу с 1 февраля 2022 года.