Неделя вращалась вокруг двух «п» – преступности и пандемии. Начну с события, которое более всего привлекло внимание общественности. В разгар пандемии в Абхазию приехал российский певец Николай Басков. Он дал концерт на столичной набережной и при большом скоплении народа поблагодарил главу государства Аслана Бжания за приглашение в Абхазию. Думаю, что это и был основной посыл выступления, но вызвало оно весьма разную реакцию. Одни хвалили Баскова за праздник, другие ругали власть за организацию массового скопления людей в период пандемии, несоблюдение мер безопасности, но больше всего – за непонятное награждение российского певца орденом чести и славы Абхазии.
Была и третья категория – родители школьников в очередной раз выразили удивление нелогичностью действий власти, запретившей проведение республиканского бала выпускников общеобразовательных школ из-за пандемии, но организовавшей массовые мероприятия.
Читайте также Награждение Николая Баскова вызвало полемику в АбхазииПока Басков пел на набережной, министр здравоохранения и санитарный врач сообщали о новой волне пандемии, об увеличении числа заболевших и новых жертвах COVID-19, Общественная палата обращалась к сознательности граждан и призывала всех на вакцинацию.
За четыре дня минувшей недели COVID-19 диагностирован у 350 граждан, от болезни скончалось три человека. По словам министра Эдуарда Бутба, больницы Абхазии на 100% заполнены ковидными больными. По результатам общереспубликанского исследования на антитела выяснилось, что иммунным статусом обладает чуть более 20% населения. Вакцинацию прошли около трех тысяч человек.
Your browser doesn’t support HTML5
Обеспокоенность криминогенной ситуацией выразили оппозиционные организации – партия «ФНЕА», общественные объединения «Аруаа», АНД и «Аидгылара». Поводов было несколько – в результате стрельбы гражданина Абхазии Дмитрия Пилия в одном из пансионатов 15 июня тяжело ранены двое отдыхающих, оба эвакуированы в лечебные учреждения России. Пилия задержан. «Жесткие меры» министра внутренних дел Дмитрия Дбар выглядели так: от работы отстранены безымянные сотрудники МВД в неизвестном количестве. Оппозиция выражает свое возмущением тем, что неоднократно судимый Пилия в момент, когда стрелял по отдыхающим, по решению суда находился под домашним арестом за незаконное хранение оружия.
Читайте также Стрельба в «Апсны»Кстати, это уже второй случай, когда «домашний арест» не мешает совершать преступление. Напомню, что месяц назад другой Пилия – Батал, был задержан по подозрению в убийстве племянника первого президента Абхазии Кямала Ардзинба. В заявлении оппозиционных сил отмечается, что со стороны руководства республики нет внятной, последовательной и жесткой реакции на участившиеся противоправные действия преступных элементов и криминала. Оппозиция напоминает президенту Бжания, что наведение правопорядка, законности, проведение необходимых реформ в правоохранительной сфере были ключевыми тезисами его предвыборных обещаний, и призывает парламент принять закон «О борьбе с организованной преступностью», проект которого несколько лет находится в законодательном органе.
Из других новостей недели – регулярное отключение света и воды в связи с авариями, поломками и ремонтными работами. Пожар на давно не работающей кондитерской фабрике в Сухуме. Официальной версии нет, общественность уверена, что загорелось оборудование по добыче криптовалюты, принадлежащее высокопоставленному чиновнику. У неофициальной версии два варианта – замыкание в сети и поджог.
Тем временем крупная майнинговая ферма обнаружена в Галском районе Абхазии – имя собственника держится правоохранителями в тайне, но МВД рапортует о ее ликвидации. Ликвидация означает не уничтожение оборудования, а его демонтаж. Никому не известно, куда девается демонтированное оборудование, но 17 июня МВД сообщило, что создан склад для его хранения. Напомню, что решение о запрете на деятельность по добыче криптовалюты было принято 8 декабря прошлого года. То есть руководству страны потребовалось семь месяцев только на создание склада.
Читайте также И криптодобытчики «сыты», и электросети целы?На этой неделе стало известно о повышении цены на электроэнергию, которое произойдет уже в этом году, так как, по словам заместителя директора «Черноморэнерго» Зураба Багапш, «майнеры не оплачивают электроэнергию, что снизило процент оплаченной электроэнергии», а рост потребления электроэнергии возрос на 30%. Как обычно, за свою плохую работу власть решила наказать добросовестных граждан, повышая цену, но обещая установить дистанционные счетчики.
15 июня президент Бжания подписал закон «О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера», принятый парламентом на прошлой неделе. Закон вступает в силу 1 июля. Напомню, что теперь кандидаты в президенты и депутаты республики должны предоставлять декларацию не только в избирательную комиссию, но и в Министерство по налогам и сборам. Данные, отраженные в декларациях, должны быть размещены на официальных сайтах и предоставлены СМИ. Однако надо подчеркнуть, что этот закон в процессе принятия поправок утратил свою антикоррупционную направленность – так как был принят только после того, как родственников декларанта избавили от обязанности декларировать доходы, расходы и имущество. Некоторые инициаторы принятия этого закона называют его «машиной, с которой сняли колеса».
Читайте также Илья Гуния: «Интересами Абхазии торговать никому не стоит»17 июня парламент Абхазии ответил на заявление посла России в Абхазии от 10 июня. Алексей Двинянин призвал парламент взять на себя ответственность и поддержать руководство страны в решении вопроса, связанного с инвестициями в энергетику, в частности, внести поправки в закон об энергетике. Абхазские депутаты сообщили послу, что закон «Об электроэнергетике», принятый в 2017 году, не ограничивает иностранный бизнес от капиталовложений в энергосистему республики и в экономику в целом. Парламенту также ничего не известно о проблемах политического характера, мешающих притоку инвестиций. Депутаты уверены, что абхазское законодательство в сфере инвестиционной деятельности полностью отвечает современным требованиям, а закон Республики Абхазия «Об иностранных инвестициях», другие правовые акты создают множество преференций для иностранного бизнеса… с единственной оговоркой – эти проекты не должны идти вразрез с интересами многонационального народа Абхазии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия