Президент Грузии Саломе Зурабишвили попыталась сегодня сверить позиции политических партий по поводу дальнейшей судьбы соглашения Мишеля. При этом в очередной раз правящая «Грузинская мечта» заявила, что не свернет с пути выхода из договора, разработанного с участием западных партнеров.
Вначале был Ираклий Кобахидзе. Он, как председатель правящей партии «Грузинская мечта», из списка политических лидеров, в свое время подписавших соглашение Мишеля 19 апреля в этом же дворце, первым открыл двери президентского дворца Орбелиани. Приглашенные сегодня президентом политические лидеры тогда гостили у нее все вместе, сейчас пришли по отдельности.
Читайте также 100 дней Мишеля, или Полный назад «Мечты»28 июля, спустя сто дней после подписания соглашения, «Грузинская мечта» аннулировала свою подпись под документом Мишеля. Последнее, окончательное и бесповоротное слово Кобахидзе сказал в тот же день: «Мечта» не вернется к соглашению Мишеля, и досрочных парламентских выборов не будет. По мишелевскому соглашению они должны были состояться, если партия власти на предстоящих в октябре муниципальных выборах не сумела бы набрать 43% голосов.
Читайте также Жизнь без Мишеля, или Чистосердечное признание Ираклия Кобахидзе
Видимо, из-за ясности позиции партийный лидер сегодня долго у президента не задержался. А выйдя из дворца, Кобахидзе в черной медицинской маске издалека помахал рукой журналистам и сел в черный служебный автомобиль. Но позже Кобахидзе уже без маски и в стенах парламента повторил:
«Мы четко заявили: мы не вернемся к этому соглашению. И не только не вернемся к этому соглашению, но и исключаем впредь вообще подписание какого-либо договора, какой бы искусственный кризис не создала радикальная оппозиция. Мы исходим из того, что все это подразумевает хоть и временный, но все-таки выход за конституционные рамки. Мы, естественно, должны беречь страну и ни в коем случае не допустить, чтобы даже временно страна вышла за конституционные рамки».
Your browser doesn’t support HTML5
В правящей силе продолжают во всем винить «Нацдвижение» и готовятся к свободным, как заявил вице-спикер парламента Арчил Талаквадзе, демократическим выборам в местные органы самоуправления. «Такие договоры так не расторгаются», – сказал в ответ лидер «Лело» Мамука Хазарадзе. Чего ждут от президента и, вообще, как дальше они собираются быть вне соглашения с «Грузинской мечтой», Мамука Хазарадзе рассказал журналистам после встречи с президентом Зурабишвили:
«Мы ознакомили президента с нашей четкой позицией: продолжим вместе с международными партнерами борьбу за выполнение этого соглашения, за такие вопросы, как полную реформу судебной системы, 43%-ный барьер, за другие важные вопросы. Мы прибегнем ко всем законным путям для того, чтобы в Грузии состоялись внеочередные парламентские выборы и страна перешла на коалиционное правление».
Читайте также ЕС и США не могут убедить Грузию, что недовольныЛидеры «Лело» не исключили, что будут добиваться от западных партнеров санкций против представителей партии власти.
«Документ Мишеля и являлся Конституцией, из-за того, что другие институты не работают в стране», – посетовал один из лидеров «Гирчи» депутат Вахтанг Мегрелишвили после встречи с президентом. В его партии считают, что и после ухода правящей партии из соглашения документ Мишеля остается в силе, «поскольку гарантами в нем выступают Вашингтон и Брюссель». Еще одного лидера «Гирчи» – Яго Хвичия – поведение двух главных политических сил – «Мечты» и «Нацдвижения» – все больше наводит на мысль, что «эти люди изначально не хотели ни примирения, ни соглашения».
«В свое время «Грузинскую мечту» вынудили подписать документ, а сейчас она решила выйти, отвернуться от всех. «Нацдвижение» выступает как единомышленник «Грузинской мечты». Это и усиливает мои подозрения, что «Нацдвижение» финансируется «Грузинской мечтой», – сказал Мегрелишвили.
В «Нацдвижении» в свою очередь уверяют, что с подписью или без подписи под документом они готовы поддержать все те реформы и процессы в парламенте, которые предусмотрены в соглашении Мишеля по поводу реформ избирательной и судебной систем. Правда, там все еще выступают против амнистии по делу «гавриловской ночи» июня 2019-го, из-за чего и отказались подписывать соглашение, но горячо поддерживают пункт о 43%-ном барьере для «Грузинской мечты» на муниципальных выборах и связанном с ним назначении внеочередных парламентских выборов.
Читайте также Мятежная «Мечта» просит буриВ «Стратегии Агмашенебели» от приглашения президента отказались. Там ждут четкой критической позиции президента Зурабишвили по поводу решения «Грузинской мечты» покинуть соглашение Мишеля. Но у президента нет ни конституционных рычагов, и ни политического веса, чтобы повлиять на решение правящей силы, напоминает конституционалист, профессор Университета Ильи Коте Чокорая. Рассуждая о том, что же именно «Грузинская мечта» считает вне рамок Конституции по документу Мишеля, профессор Чокорая предполагает, что речь идет об освобождении так называемых политзаключенных – лидера «Нацдвижения» Ники Мелия и совладельца ТВ «Мтавари» Георгия Руруа, а также вопрос о досрочных парламентских выборах.
Читайте также «Рабы, предатели, прорабы». День пополнения в грузинском парламенте
Но соглашение Мишеля – это политическое соглашение, на чем и зиждется дух Конституции, напоминает конституционалист Коте Чокорая.
«Все вопросы в соглашении Мишеля – политические. Такие вопросы традиционно согласовываются между политическими силами, и потом они принимают правовое оформление. И конституционные поправки, и внеочередные выборы, отставка премьера и другие вопросы, возникшие во время политического кризиса, – во всех цивилизованных государствах так и решаются, как это было в соглашении Мишеля. Потому ни о каком выходе за рамки Конституции речи не может быть. Напротив, в условиях несправедливой избирательной системы, в условиях, связанных с подозрением на политическое преследование, недовольства всего оппозиционного спектра такого типа соглашения и есть выход, соответствующий духу и содержанию Конституции. Поэтому так поддерживают это соглашение наши западные партнеры. И что – по логике «Грузинской мечты» международные партнеры в ЕС, США поддерживают неконституционный подход? А то, что власть творит в судебной системе, – это конституционно?» – возмущается Коте Чокорая.
Читайте также Запад пытается спасти Грузию, Грузия – пойти ко дну?Заявления правящей силы эксперт считает частью предвыборной кампании, адресованной к своему избирателю. И вся дальнейшая политическая ситуация, по его наблюдениям, ближе к выборам будет все более поляризованной и радикальной.