Отказ правительства Грузии от транша макрофинансовой помощи Евросоюза остается одной из основных тем обсуждения в стране. Правящая команда заявила, что высокие темпы экономического роста дали возможность отказаться от новых займов. Большинство экономистов называют это решение политически мотивированным и считают его способным нанести Грузии немалый экономический ущерб.
Отказ правительства Грузии от согласованного заранее транша объемом в 75 миллионов евро стал сенсацией лишь отчасти. Политическое руководство «Грузинской мечты» не раз подчеркивало, что не намерено в форсированном режиме реформировать судебную систему, а именно эта реформа была главным условием получения финансовой помощи от Евросоюза. Неожиданностью стала аргументация партии власти.
Читайте также «Грузинская мечта» больше не хочет быть в долгу у ЕСКак премьер, так и министры экономического блока мотивировали отказ от получения транша ЕС тем, что на фоне двузначного роста ВВП у страны появились дополнительные финансовые ресурсы для покрытия внешних обязательств.
Your browser doesn’t support HTML5
По словам профессора Университета Европы, финансиста Гочи Тутберидзе, мотивированное узкопартийными интересами решение правительства ставит Грузию перед новыми вызовами, и в первую очередь экономическими:
«Чисто с экономической точки зрения решение для Грузии проигрышное. Мы отказались от практически безвозмездной помощи из-за амбиций политических. Власти оправдали это решение тем, что не обременят себя новыми обязательствами, так как располагают необходимыми финансами. Но это абсурд! Цена обслуживания транша на весь период – символические 1,5%, и я сомневаюсь, что Минфин где-нибудь раздобудет более дешевые деньги. В конце концов, ими можно было перекрыть более дорогие кредиты, с высокими годовыми обязательствами. И, наконец, есть моральная сторона: в прошлом году Грузия получила от ЕС один миллиард лари безвозмездной помощи и еще 500 миллионов лари за символические проценты. Позднее правительство подписало обязательства на получение дополнительных 150 миллионов евро, получило половину, а сейчас гордо отказалось от второй. Выглядит это как минимум некрасиво».
Действительно, прошлым летом ЕС оказал беспрецедентную помощь в виде программ, направленных на борьбу с пандемией. По объему полученной от Евросоюза помощи на душу населения Грузия находится на одном из первых мест.
Что касается внешних заимствований, то совокупный внешний долг правительства и Нацбанка на конец июля составил рекордные восемь миллиардов долларов. При этом ставки по задолженности Грузии перед Германией и Нидерландами на десятки миллионов долларов колеблются в пределах 4-6% в год.
Читайте также Ираклий Гарибашвили во внешнем долгу не осталсяПосле демарша правящей партии, по мнению экономиста, члена политсовета «Нацдвижения» Романа Гоциридзе, страна в будущем может столкнуться с проблемами при финансировании бюджетного дефицита:
«Половина нашего прошлогоднего бюджета формировалась из внешних заимствований, и в большей мере это были деньги ЕС. Часть из них пошла на покрытие дефицита текущего бюджета, и у власти взыграла гордыня – этим действием они подали недвусмысленный сигнал другим международным организациям, что с ними нельзя вести дела. Не стоит забывать, что все инфраструктурные проекты в Грузии осуществляются на зарубежные кредиты, и, разумеется, приостановка этих строек может очень дорого нам стоить. И напоследок – за решением власти стоит отказ от реформирования судебной системы, без чего немыслимы инвестиции из-за рубежа. Какой инвеститор вложит деньги в страну, в которой суд не защитит его права? Инвестиционному имиджу страны нанесен непоправимый урон».
В целом, по мнению экспертов, демонстративный отказ властей Грузии от помощи западных партнеров содержит риски активизации авторитарных держав – России и Китая, которые попытаются развернуть наметившийся разлад Грузии с Западом в свою пользу. Впрочем, по мнению профессора Гочи Тутберидзе, до муниципальных выборов 2 октября существующий статус-кво будет сохранен, и никто не будет делать резких движений. Многое будет зависеть от итогов выборов, считает эксперт.