Вилла Алоизи – один из самых известных и красивых особняков Сухума. Возведенное в конце ХХ века, с тех пор здание не раз меняло владельцев и переделывалось. В результате родилась интересная архитектурная особенность, сочетающая модерн, неоготику, мавританский и псевдорусский стили. Сегодня особняк снова перестраивают – уже не один год он закрыт от глаз прохожих забором и строительными лесами.
Сухуму и его архитектуре особенно идет период ранней осени или поздней весны. Когда напитанная мягким солнечным теплом зелень нежно обволакивает белые фасады исторических зданий. Это сочетание цветов каким-то органическим образом сложилось в умах тех, кто приезжал в город на излете ХХ века, и, моментально поглощенные идеей тут остаться, они скупали в сухумском округе участки и выстраивали весьма изысканные особняки.
С того яркого для Сухума периода прошло меньше 150 лет, а среди этих зданий выжило не так уж много: большинство из них либо давно снесено, либо разрушено под тяжестью времени и безразличия, либо подверглось неграмотной, порой варварской «реставрации». Пожалуй, одним из самых красивых и известных особняков города, историю которого с удовольствием расскажет чуть ли не каждый сухумчанин, является так называемая вилла Алоизи.
Your browser doesn’t support HTML5
Интересно то, что тот самый Иоаким Михайлович, чье имя носит вилла сегодня, вовсе не был причастен к возведению здания, он даже не был его первым хозяином. Как рассказал архитектор Тимур Ломия, история этого дома началась за семь лет до того, как Алоизи стал его владельцем:
«Вилла И. М. Алоизи была построена в 1896 году по заказу подполковника М. Н. Де-Симона, начальника Сухумского округа. Здание было выполнено в смеси романтического модерна с элементами неоготики. В 1903 году, после смерти Де-Симона, его вдова продала здание купцу второй гильдии, известному шелководу Иоакиму Алоизи. В 1904 году по проекту известного архитектора-инженера А. В. Синицины Иоаким Алоизи надстраивает и переделывает здание в том виде, в каком мы его привыкли видеть сейчас. Были надстроены башенные элементы, частично второй этаж, появились мавританский стиль и элементы псевдорусского стиля».
Как писал в своей книге «Старый Сухум» историк Анзор Агумаа, Иоаким Алоизи был французским поданным и промышленником. В 1901 году он вместе с женой Ниной и двумя сыновьями переехал в Сухум из Киева. И короткое время спустя за смешную по сегодняшним меркам, но большую для начала ХХ века сумму размером 35 тысяч рублей семья Алоизи приобрела двухэтажный жилой дом на углу Завадской и Барятинской улиц (ныне улицы Гулиа и Шотландская).
Вилла Алоизи принадлежала Иоакиму и его семье лишь до 1920 года, а с приходом советской власти это здание постигла та же участь, что и многие другие в городе, то есть муниципализация. Со временем виллу разделили на три квартиры, в одной из которых с 1925 по 1938 год жил абхазский ученый и политический деятель Самсон Чанба.
После Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов вилла Алоизи оказалась заброшенной. Много лет она оставалась без присмотра, от чего начался неизбежный процесс разрушения здания. Однако в начале 2010-х годов нашелся инвестор, желающий восстановить его. Казалось, прекрасные новости: вилла Алоизи будет спасена от разрушения! Но здание оградили строительными лесами, и вот уже почти 10 лет жителям города остается только догадываться, что там происходит за двухметровым забором.
Тимур Ломия поделился своим впечатлением от процесса «реставрации» виллы Алоизи:
«С 2011 года на объекте проводятся реставрационные работы. Насколько они проводятся качественно и правильно, судить не берусь, потому что так же, как и все жители нашего города, наблюдаю за этим процессом лишь со стороны. Однако есть моменты, которые меня смущают. Так, если мне не изменяет память, в 2013 году художник Архип Лабахуа подарил мне отреставрированную своими руками оконную ставню с первого этажа. Она была с замковыми элементами, петлями. По его словам, она лежала на протяжении нескольких недель рядом со зданием вместе со строительным мусором. Если так относятся к элементам фасада, то что творится в здании в целом – думайте сами. Также у меня вызывает много вопросов воссоздание декоративных элементов фасада, то есть гипсовых карнизов, кронштейнов и так далее. Не так давно узнал, что мой брат, Астан Ломия, занимается воссозданием кронштейнов из гипса на внутренней части фасада здания. Насколько это целесообразно – восстановить старое или воссоздать новое, – не берусь судить, так как не знаю, в каком они были состоянии на тот момент, когда решался вопрос. Но, судя по тому, что практически 95% элементов фасада – это новодел, никто особо не пытается оставить и отреставрировать хотя бы то, что возможно сохранить. Вы понимаете, реставрация – это долгий, кропотливый и дорогостоящий процесс. Создать копию чего-либо, в том числе и целого здания, намного дешевле и быстрее, нежели попытаться восстановить все возможное. В таких случаях легче сказать, что просто это не подлежит восстановлению, и создать копию».
Однако, как замечает Тимур Ломия, в случае виллы Алоизи следует отдать должное заказчикам хотя бы за то, что они воссоздают памятник архитектуры в том виде, в каком жители Сухума привыкли его видеть. Тем более потому, что в городе слишком уж много примеров сноса и перестройки памятников архитектурного наследия.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия