Сегодня в Абхазии выходной день, который в ряду нескольких других весной 2014 года парламент добавил в календарь праздничных и памятных дат республики, принятый после войны 1992-1993 годов. Он приходится на понедельник, который следует за православной Пасхой. Таким образом, начиная с 1994 года Светлое Христово Воскресение двадцать лет праздновали в Абхазии один день, а с 2014-го, уже восемь лет, – по два дня.
В понедельник обычно посещают родственников, друзей… А в советские времена этот праздник не был государственным, более того – был под запретом, но тем не менее широко отмечался в семьях в Абхазии, благо, он всегда приходится на воскресенье. А на следующий день учителя в советских школах тщательно осматривали руки детей – не остались на них следы от крашеных яиц? «Попавшихся» пионеров и комсомольцев выводили к классной доске и прилюдно стыдили.
Вчера президент Абхазии Аслан Бжания поздравил с Пасхой православных христиан Абхазии и всех граждан, отмечающих праздник Христова Воскресения, сообщает официальный сайт главы государства. «Великий праздник Пасхи способствует духовному подъему, помогает преодолевать трудности. В этот праздничный день наши сердца наполняются самыми добрыми чувствами, забываются все обиды», – говорится в поздравлении.
Your browser doesn’t support HTML5
В день православной Пасхи уже много столетий проходит и моление мужчин фамилии Шакрыл в святилище Лых-ных, рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы в крупнейшем селе Абхазии Лыхны (около шести тысяч населения, больше некоторых абхазских городов). Именно об этих молениях я, как правило, рассказывал ежегодно после Пасхи на «Эхе Кавказа», потому что неизменно участвовал в них как представитель одного из ответвлений фамилии Шакрыл (Шакирбай, Шария, некоторые относят сюда и фамилию Шакая).
Но вот предыдущих два года пропустил участие в этих молениях – как нетрудно догадаться, из-за коронавирусной пандемии, когда проведение подобных массовых мероприятий, даже на открытом воздухе, было государством резко ограничено или даже вообще запрещено. Но такое сакральное действие, как моление в святилище, конечно, не могло не пройти. Правда, выступая в 2020 году по Абхазскому телевидению в канун Пасхи и моления, жрец святилища Лых-ных Сергей Шакрыл предупредил, что оно пройдет на этот раз без участия гостей. Ведь в первые послевоенные годы моления шакрыловцев посещали президенты и другие руководители Абхазии, в последние годы сюда в день Пасхи зачастили автобусы с туристами из России (впрочем, в том году на Пасху российско-абхазская граница была закрыта).
И в позапрошлом, и в прошлом годах в те дни я находился на самоизоляции после общения с людьми, заболевшими накануне ковидом, а при встречах в Лыхны в канун моления десятки человек по традиции обнимаются и однократно целуются. Но в прошлом году, тем не менее, рассказал о прошедшей встрече со слов Нурбея Шакрыла из села Куланырхуа. Тот с сожалением сообщил, что не было жреца: Сергей недавно приболел, ему сделали операцию. Молитву вместо него возносил один из жителей Лыхны. Брезентовую палатку за церковной оградой с двумя длинными столами, как и в 2020-м, не ставили, пили красное вино из закопанного во дворе церкви 16-ведерного кувшина и закусывали свежесваренной козлятиной на ногах, стоя у столиков рядом с кувшином. А российских туристов в том году было много.
Читайте также Православная Пасха, моление в святилище Лых-ных и пандемияИ вот вчера я снова побывал на том месте, где многие десятки поколений шакрыловцев возносили молитвы Всевышнему. В предыдущую пятницу, впервые за много месяцев, в Абхазии не было зарегистрировано ни одного заболевшего ковидом, но, поскольку подготовка к проведению церемонии моления начинается за несколько недель до Пасхи, когда еще трудно было говорить о «завершении пандемии», нынче решили по-прежнему не ставить палатку. Но очень радостно было увидеть, что жрец Сергей Шакрыл снова на своем месте в национальной одежде. До начала церемонии оставалось еще минут пятнадцать, и я, отведя его в сторонку от основной массы собравшихся рядом с огромной липой на лужайке однофамильцев, попросил жреца, как в былые годы, ответить «Эху Кавказа» на пару вопросов. И начал с такого: «За два минувших года COVID-19 затронул 53 604 жителей Абхазии, 683 из них стали его жертвами. Умер ли кто от него в семьях шакрыловцев?». Сергей Шакрыл отозвался:
«Как не умер? Джамала мама умерла. В их семье все заболели, а она умерла. В ее возрасте… Не особо большой, ну, где-то 75-80.
– Ну, а в следующем году, наверное, снова палатка будет, как обычно?
– Если эта болезнь уйдет, то палатка будет, конечно. Знаете, мы абхазцы, в конце-то концов. Я, честно говоря, когда дома вечером кушаю или утром… Все приготовила, на стол положила… Мне хочется, чтобы рядом кто-то был, пил, кушал… Так и здесь, чтобы одни шакрыловцы пришли, покушали и ушли – некрасиво это».
Затем я процитировал место из книги доктора исторических наук, президента российского научного общества кавказоведов Александра Крылова «Религия и традиции абхазов» (2000). В первые послевоенные годы в Абхазии он тщательно изучал все, связанное со святилищем Лых-ных, и написал, в частности, следующее: «Согласно устной традиции, святилище существовало задолго до постройки храма: там находилось древнее здание, почитавшееся местными жителями как святое. Оно служило местом молений, принесения клятв и снятия порчи. По словам местных жителей, при строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы в Х в. часть оставшейся от древнего здания стены была сохранена и продолжала играть важную роль в ритуальной практике (была местом очистительных клятв, проклятий и т.п.). Кусок этой старой стены, расположенный слева и перпендикулярно входу, до сих пор уходит внутрь церковного здания. После возведения на месте святилища Лых-ныха храма Пресвятой Богородицы в Х в. (а может быть, и несколько ранее, так как вполне возможно, что ему предшествовала более ранняя христианская постройка) оно играет роль традиционного абхазского святилища и христианского храма одновременно».
Я спросил у жреца, который в свое время много общался с Крыловым, почему в последние годы он перестал во время молений кусочки пищи, смоченные вином и предназначенные княжеским фамилиям «Чачба и Ачба», вкладывать в расщелину между этим куском древней низкой стены и стеной храма, а стал вкладывать их в возведенный недавно с ритуальным кувшином плетеный забор. Сергей Шакрыл ответил, что так просто быстрее и удобнее. И тут же предложил пройти к храму, где находится эта стена, сложенная некогда из камней на известковом растворе. Там он продолжил:
– Я учился и жил у Константина Семеновича (Шакрыла). И он меня спросил: «Вот этот камень сбоку у церкви, знаешь, что это такое? Я тебе расскажу». А мы всегда играли там, когда в школу ходили. И его рассказ я хорошо запомнил. Когда храм строили, а это было за тысячу лет до нас, большой природный камень, у которого шакрыловцы, молились, разбили… Идем сюда… Разбили и вот так начали строить. Когда народ это услышал, собрался тут в Лыхны большой митинг, как сейчас называют (смеется), и спор пошел. А потом из других сел мудрые люди тоже собрались и в итоге помирились. И как помирились? Решили и храм построить, и вот эту стену сбоку – как аныха (святилище).
– И вот это из поколения в поколение передавалось изустно тысячу лет!?
– Да, тысячу лет.
– И люди вот помнят.
Вскоре Сергей Шакрыл, стоя у отрытого закопанного в землю кувшина, взяв в левую руку зажженную свечу, а в правую – обструганную ореховую ветку с нанизанными на нее кусками свежесваренных сердца и печени жертвенного холощеного козла, произнес слова молитвы, которые звучали на этом месте многие столетия назад:
(В переводе на русский язык) «Мы просим тебя, всемогущий Лых-ных, как всегда, сохрани нас в своем поле зрения, избавь нас от невзгод, прости наши грехи, одари нас теплом своих очей и души, исцели нас от страшных болезней, размножь наш род и одари долголетием. Мы молимся под твоей золотой пятой, позволь нам тебе служить, мы умоляем тебя».
Читайте также Вокруг кувшина, под золотой пятойПосле моления все его участники по старшинству стали, как всегда, подходить к кувшину, поднимать по стакану вина и закусывать кусочками сырного пирога «ачашв» и сердца и печени жертвенного животного. Затем все переместились к большему по размеру столу, куда ставились стаканы с вином и выкладывались куски козлятины. Внутри церковной ограды находилось много туристов из России. Они заходили в храм, ставили свечи, интересовались молением шакрыловцев и угощались.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия