В «Нацдвижении» собирают молдавскую модель

Центральный офис партии «Национальное движение» (иллюстративное фото)

Представители «Грузинской мечты» все чаще заявляют о кризисе в «Нацдвижении». Накануне министр юстиции Рати Брегадзе, а сегодня премьер-министр Ираклий Гарибашвили обвинили крупнейшую оппозиционную партию в попытке спекулировать здоровьем Саакашвили.

О диагнозах разговоры преждевременны, сообщила журналистам Нино Надирадзе, директор частной клиники «Вивамеди», в терапевтическое отделение которой был накануне помещен Михаил Саакашвили. Пока идут медицинские обследования, и, в случае согласия третьего президента, представитель клиники пообещала сообщить подробности позднее.

Читайте также Клиника с «шумком» для Михаила Саакашвили

Тем не менее, не дожидаясь результатов, представители «Нацдвижения» и родственники настаивают на отправке Саакашвили на лечение за рубежом. Положение, в котором оказался третий президент, министр юстиции Рати Брегадзе объясняет злым умыслом «Нацдвижения». Накануне в ночном эфире ТВ «Имеди» Рати Брегадзе, напомнив обществу, что последние девять лет бывшая партия власти терпит поражения на выборах, обвинил ее в подстрекательстве Михаила Саакашвили к голодовке с целью «заработать политические дивиденды»:

«Весь этот период мы видим постановку, которую хочет осуществить реинкарнированная коммунистическая партия в лице «Нацдвижения», которая очень дезорганизована, дезориентирована и старается ухватиться за соломинку, воспользоваться созданным вокруг Михаила Саакашвили ажиотажем в личных партийных интересах».

Your browser doesn’t support HTML5

В «Нацдвижении» собирают молдавскую модель

Читайте также В ЕНД опровергли информацию о том, что партию возглавит Маргвелашвили

Примерно в это же время в эфире другого телевидения – ТВ «Пирвели», председатель «Нацдвижения» Ника Мелия, опровергнув все слухи о расколе в партии, вновь поднял тему досрочных парламентских выборов, пообещав, что очень скоро его партия презентует новую стратегию, так называемую молдавскую модель победы на выборах.

«Мы уже активно работаем с нашими международными партнерами, которые активно работали с молдавской оппозицией в 2020-м и заставили власть разрешить тремстам тысячам молдавских эмигрантов за рубежом принять участие в выборах. Вы знаете, как госпожа (Майя) Санду стала президентом? 260 тысяч молдавских эмигрантов пришли на открытые за рубежом избирательные участки. В этом им помогали конкретные международные организации, и мы с ними сотрудничаем», – сообщил Ника Мелия.

Читайте также Движения в «Нацдвижении»

Несмотря на то, что на грузинских эмигрантов и в прежние годы делали ставку Михаил Саакашвили и «Нацдвижение», в «Грузинской мечте» остро отреагировали на оживление темы парламентских выборов. Резко высказался посетивший сегодня регион Гурия (Западная Грузия) премьер-министр Ираклий Гарибашвили, когда журналисты попросили его прокомментировать вопрос о выборах и возможную отправку Михаила Саакашвили на лечение за границу:

«Меня не интересуют необоснованные заявления обанкротившихся политиков и неудачников».

И еще:

«Меня не интересуют эти спекуляции по поводу перевода-отправки. Он заключенный – пусть до конца отбывает срок в Грузии».

Читайте также Бидзина Иванишвили переходит через все Альпы

Гарибашвили посоветовал журналистам не задавать циничные, по его мнению, вопросы по поводу вероятности попадания основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили под западные санкции. Гарибашвили напомнил, что Иванишвили «истинный патриот» и на протяжении двух десятков лет – «автор и спонсор всех реформ в Грузии».

В «Нацдвижении» обратили внимание на раздражение премьер-министра, отметив, что с помощью международных партнеров они все-таки добьются отправки Михаила Саакашвили за рубеж, а здесь и пока – возможности посещать его в клинике, говорит депутат «Нацдвижения» Эка Херхеулидзе:

«Ираклий Гарибашвили был очень раздосадован темой Михаила Саакашвили, потому что по этому поводу его очень беспокоят наши западные партнеры. Это касается и вопроса допуска посетителей к нему в клинику. Спикер парламента (Шалва Папуашвили) пообещал, что с понедельника все технические проблемы будут улажены, и посещения к нему будут проходить в таком же режиме, что и раньше (в руставской тюрьме)».

Несмотря на то, что в «Нацдвижении» стараются не выносить сор из избы, существующие внутрипартийные проблемы и наличие нескольких враждующих групп очевидны, говорит конституционалист, ассоциированный профессор Университета Ильи Коте Чокорая:

«Безусловно, на это повлияло заключение Михаила Саакашвили. Он уже долго находится в тюрьме, не видно перспектив его освобождения или же отправки на лечение за рубежом. И существующие среди его избирателей мифы, связанные с его возвращением на родину, прихода к власти, рушатся. Но тем не менее пока не видно другой оппозиционной политической силы, которая сможет заручиться большей поддержкой в обществе».

Читайте также Опрос IRI: «Грузинская мечта» – 31%, «Национальное движение» – 16%

Коте Чокорая отмечает, что такая ситуация на руку «Грузинской мечте», но не в целом стране для демократического развития и установления прочной культуры многопартийного правления. «Грузинская мечта» и «Нацдвижение» остаются главными политическими игроками, и по последним соцопросам IRI за «Грузинскую мечту» готовы проголосовать 31%; за «Единое национальное движение» – 16%;

Гораздо более низкие показатели у этих партий по опросам NDI: близкой по политическим позициям 22% назвали «Грузинскую мечту», 7% – «Единое Национальное движение», 6% респондентов назвали другие партии. Примечательно: 64% опрошенных сказали, что нет ни одной партии, близкой к их взглядам, или отказались отвечать на вопрос.

Читайте также Опрос NDI: большинству жителей Грузии не нравится ни одна политическая партия 

Такая позиция в обществе понятна многим наблюдателям, которые обнаруживают много схожего у «Грузинской мечты» и «Нацдвижения» с точки зрения внутрипартийной демократии и поведения во время пребывания у власти. Обе партии чрезмерно сконцентрированы вокруг основателей – Михаила Саакашвили и Бидзины Иванишвили. Оба считаются неформальными руководителями своих партий, которые так и не захотели способствовать развитию внутрипартийной демократии.