Югоосетинская неделя: инаугурация избранного как долгожданные проводы действующего

Анатолий Бибилов на церемонии инаугурации Алана Гаглоева

Главное событие недели – инаугурация пятого президента Южной Осетии Алана Эдуардовича Гаглоева 24 мая. Инаугурация, которая, казалось, никогда не наступит. Еще никогда промежуток времени между оглашением итогов выборов и приведением к присяге избранного президента не был таким напряженным.

Анатолий Ильич напоследок чудил. Будучи уже в общем-то фигурой номинальной, он раздавал должности и генеральские звезды, как будто президентом избрали его, а не Гаглоева, даже назначил референдум о присоединении к России.

И это еще куда ни шло, но вот массовая раздача наградных стволов от товарища, пребывающего в сложном эмоциональном состоянии, скажем так, близком к ярости, заставила общественность понервничать. С чего бы это вдруг? Что он задумал?

Читайте также Что дальше для Анатолия Бибилова?

В общем, инаугурацию ждали, как берег спасения, как некую гарантию, что ничего плохого уже не случится. В этом смысле она даже не столько триумф Гаглоева, сколько возможность для жителей республики облегченно выдохнуть. Теперь, в принципе, все можно исправить. Оружие можно собрать, назначения и референдум отметить, но вот скандал, связанный с указом о плебисците, уже случился.

Your browser doesn’t support HTML5

Югоосетинская неделя: инаугурация избранного как долгожданные проводы действующего

Товарищ Бибилов подставил Москву – дал повод для обвинений, прежде всего, со стороны Грузии, заставил первопрестольную оправдываться, потому что после крымского референдума указ о плебисците в Южной Осетии был воспринят как подготовка к присоединению.

Грузия не присоединилась к санкциям, ее двери по-прежнему открыты для россиян, через ее территорию проходит сухопутное транспортное сообщение с Арменией. Очевидно, что ссориться с Грузией – это последнее, в чем может быть заинтересована сегодня Россия. Но, видимо, у Анатолия Ильича на это счет свое мнение.

Во вторник, 24 мая, после очередной порции упреков со стороны Грузии пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков снова вернулся к этой теме. Он указал, что мероприятие, презентованное Анатолием Бибиловым, как плебисцит о вхождении Южной Осетии в состав России, на самом деле таковым не является, потому что вопрос референдума сформулирован следующим образом: «Вы за объединение Южной Осетии и России?» То есть он сформулирован настолько странно, что из него трудно понять, чего хочет инициатор плебисцита.

«То есть юридически это такой некий казус, потому что, если объединение – значит речь идет о создании некоего третьего государства, что, конечно же, невозможно. Поэтому, конечно, там нужно чуть-чуть юридически подумать над формулировками», – заявил журналистам Дмитрий Песков.

Он также заверил, что «никаких шагов в данном случае с российской стороны в этой связи не предпринималось и не планируется».

Читайте также Последняя спецоперация Анатолия Бибилова

Ключевое в этом заявлении пожелание «нужно думать». В общем, в такой дипломатичной манере товарищ Песков повертел пальцем у виска и тем, кто этот референдум придумал, и тем, кто из-за него подкинулся на скандал. Говорит политический редактор «Основы» Руслан Тотров:

«Очевидно, что Дмитрий Песков направляет руководству Южной Осетии совершенно незавуалированное послание: «Друзья мои, заканчивайте с волюнтаризмом, ни о каком референдуме сейчас и речи быть не может». Вообще, удивительная история сложилась, когда бывший президент государства Алания в угоду своим электоральным хотелкам объявляет референдум, при этом, естественно, никаких консультаций с Москвой не проводит, видимо, понимая, что и в каком тоне ему ответят из федерального центра серьезные люди в серых костюмах. А на потеху в результате выставляется суверенитет и государственность Южной Осетии. Мало того, что с подачи Российской Федерации о Южной Осетии теперь пишут в контексте ДНР и ЛНР через запятую, что в принципе, по моему мнению, является принижением государственного статуса нашей страны, поскольку, в отличие от ДНР и ЛНР, у Южной Осетии безупречное политико-правовое обоснование. А теперь еще и вот эти пляски с референдумом, которые в неприглядном свете выставляют страну, ее руководство, ее граждан и вообще всяческие попытки государства Алания обрести себя на международной арене. Поэтому господин Песков в какой-то степени доброе дело сделал для всех нас, отправив послание в официальный Цхинвал. У руководства республики есть несколько недель, чтобы принять единственно верное решение – отменить референдум».

Читайте также Тяжелая наследственность. Чем ответит Алан Гаглоев на референдум Анатолия Бибилова

В среду, 25 мая, президент Алан Гаглоев подписал указ об отставке правительства. Кабмин в полном составе переведен в статус временно исполняющих обязанности до формирования нового. Предстоящие кадровые решения – главная интрига и самая обсуждаемая тема в республике. Говорит сопредседатель движения «Союз Алания – Россия» Роланд Келехсаев:

«Есть знаковые личности, люди, которые уже скомпрометировали себя как коррупционеры или как люди некомпетентные. А если мы говорим о силовиках, то там тоже хватает людей с репутацией беззаконников. Главное, чтобы кого-то из них не назначили, это сразу вызовет разочарование в обществе. Я думаю, это не так уж сложно. Республика маленькая – 4,5 тысячи квадратных километра с постоянным населением до 40 тысяч человек. Есть постоянный гарантированный источник наполнения бюджета, есть возможности для развития. Согласитесь, на самом деле, не такой уж сложный участок для работы министра».

Читайте также Без помпы, но с грузом. Что ждут от Алана Гаглоева?

По закону в течение двух недель после инаугурации Алан Гаглоев должен представить парламенту кандидатуру на пост премьер-министра.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия