Глава МИД России провел переговоры в Стамбуле по проблеме продовольственного кризиса, в котором мировое сообщество обвиняет Москву. Сергей Лавров обозначил позицию Кремля и пообещал решить «проблемку», если Запад «разрешит» Киеву отказаться от «несерьезного подхода» и украинские власти откроют проходы в свои территориальные воды.
Попытаться создать «зерновой коридор» в Черном море – официальная причина визита главы российского МИДа в Стамбул. Сергей Лавров встретился со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу после того, как Анкара вызвалась стать посредником в разрешении продовольственного кризиса, спровоцированного вторжением России в Украину.
Впрочем, прорыва в этом вопросе не произошло. По итогам переговоров российским министр в очередной раз дал понять, что позиция Москвы осталась неизменной.
«Если теперь, как нам турецкие друзья говорят, украинская сторона готова обеспечивать проход – либо разминировать, либо обеспечить проход через минные поля – ну что ж, будем надеяться, что эта проблема будет решаться. Наши военные в контакте с турецкими друзьями обсуждают детали этих процессов, этих инициатив. С нашей стороны, повторю еще раз, каких-либо препятствий для того, чтобы это проблему, проблемку, она маленькая на самом деле, решить, никогда не было. Если созрела киевская власть, мы будем только рады сотрудничать. Для решения нужно единственное – чтобы украинцы отпустили суда из своих портов путем либо разминирования, либо определения безопасных коридоров. Больше ничего не требуется».
Your browser doesn’t support HTML5
Международные организации и западные страны считают реальной угрозу голода в некоторых регионах мира из-за кризиса с поставками украинского зерна. Киев обвиняет Москву в фактах кражи продовольствия на занимаемых российскими войсками территории. Не обошлось без этой темы и в этот раз. На соответствующий вопрос журналиста Лавров ответил в своем фирменном грубом стиле, который в последнее время стал визитной карточкой российской дипломатии:
«У вас все время голова болит о том, где бы что-то своровать – и думаете, что все так поступают? Мы занимаемся реализацией целей, которые были объявлены публично – избавить восток Украины от давления неонацистского режима. А зерно может свободно транспортироваться в пункты назначения».
Читайте также Зерно войныЛавров попытался заверить мировое сообщество, что Москва не будет пользоваться ситуацией в военных целях. «Это гарантии президента России, мы готовы оформить их», – заявил министр. В Киеве же считают, что лучшей гарантией разблокирования украинских портов для вывоза зерна стало бы размещение противокорабельных систем на побережье страны.
Тем не менее, Москва, по словам Лаврова, готова к проведению в Стамбуле четырехсторонней встречи с ООН, Турцией и Украиной по вывозу зерна, но главный российский дипломат при этом дал понять, что относится к этой идее скептически.
Да и сам ажиотаж вокруг украинского зерна в Москве считают высосанным из пальца. О чем на днях заявил президент России Владимир Путин:
«Это блеф, и вот почему: ну, во-первых, есть объективные какие-то вещи, я сейчас о них скажу. В мире производится в год примерно 800 миллионов тонн зерна пшеницы. 800 миллионов. Вот сейчас нам говорят, что Украина готова экспортировать 20 миллионов тонн. 20 миллионов тонн по сравнению с тем, что производится в мире, 800 миллионов тонн, это сколько? Это 2,5%. Но если мы будем исходить из того, что в общем объеме продовольствия в мире пшеница составляет только 20%, а это так и есть, это не наши данные, а данные ООН, то это значит, что эти 20 миллионов тон украинской пшеницы, это 0,5%. Ни о чем».
Что касается войны, то российский министр повторил мантру о том, что «операция развивается по плану» и «достигает поставленных задач». А мирные переговоры, согласно Лаврову, возможны лишь в том случае, если Киев откажется от «абсолютно несерьезного подхода» вроде требований отвести российскую армию на линию, которую она занимала до 24 февраля. Но это, настаивает российский министр, решать не Киеву, а его западным покровителям:
«Запад не разрешает Украине вести переговоры. Когда Украина вроде бы выдвинула предложения два месяца назад о том, как решить этот вопрос, и мы эти предложения взяли за основу, через день Запад запретил украинцам продолжать этот процесс. Они ужесточили свою позицию, состоялась провокация в городе Буче, которая очевиднейшим образом была инсценирована».
Читайте также Путин обещает бить туда, куда еще не билТурецкий коллега Лаврова оказался куда менее словоохотливым. Мевлют Чавушоглу лишь дал понять, что «переговоры были продуктивными», и теперь слово за Киевом:
«Мы видим в этом разумный и реализуемый план. Но, конечно, и Россия, и Украина должны принять запрос ООН, мы предложили провести встречу в Стамбуле для обсуждения деталей. Также считаем полезным обсудить меры, которые будут приняты для безопасной навигации судов в этом механизме. Также мы хотим, чтобы все технические приготовления были завершены как можно скорее. В предыдущие недели были расхождения с переговорами, но в последнее время мы понимаем из заявления Зеленского и из наших различных встреч, что может быть база для возвращения к переговорам, и если обе стороны согласны, мы готовы делать то, что необходимо в качестве страны-посредника».
Завершение войны между Россией и Украиной путем переговоров, по словам Чавушоглу, отвечает интересам всего мира. Но в Киеве не раз подчеркивали, что верить Путину и его министрам не собираются. Украина вместе с партнерами обсуждает возможность создания международной миссии для разблокирования морского экспорта и в качестве первого шага требует от России отвести свои силы в акватории вокруг Украины и предоставить гарантии ненападения, обеспеченные международным сообществом.