Как заверяет МВД Грузии, число граждан РФ, пересекающих границу на КПП «Казбеги – Верхний Ларс», вернулось к тем показателям, которые наблюдались до объявления в России частичной мобилизации, – примерно шесть тысяч человек в день. При этом МВД Грузии не уточняет, сколько граждан РФ остается в стране.
В Казбеги все спокойно. Замминистра МВД Александр Дарахвелидзе утром сообщил, что на КПП «Казбеги – Верхний Ларс» больше нет автомобильных очередей и вообще наплыва граждан РФ, желающих попасть в Грузию, и все вернулось к обычным показателям, которые наблюдались до объявления 21 сентября в России частичной мобилизации – примерно шесть тысяч человек, пересекающих границу, в день:
«Важной новостью представляется то обстоятельство, что за последние дни значительно сократилось число въезжающих граждан России в Грузию. Оно вернулось к прежнему показателю и варьируется на уровне шести тысяч. В то же время выросло число россиян, выезжающих из Грузии. МВД, СГБ и все ведомства, ответственные за контроль границы, проводят по отношению к каждому визитеру все мероприятия, предусмотренные законом. Происходит проверка документов каждого въезжающего (в Грузию) лица, собеседование. И если лицо не удовлетворяет требованиям, предусмотренным грузинским законодательством, или же есть информация об определенных опасностях, – таким лицам отказывают во въезде».
Your browser doesn’t support HTML5
Еще накануне в эфире «Рустави 2» замминистра МВД Дарахвелидзе отметил, что россияне используют Грузию как транзитную территорию, чтобы попасть в третьи страны. Точное число граждан РФ, остающихся в стране на более долгий срок, чиновник не уточнил. Он лишь заострил внимание на том, что ситуация под контролем и не стоит опасаться чего-либо.
По информации МВД Грузии, с 17 по 29 сентября в страну въехали около 100 тысяч граждан России, более 77 тысяч россиян за тот же период выехали из страны.
Читайте также Бегущим от войны предложили заплатить за оккупациюМежду тем, если интенсивность перехода и снизилась, то, скорее, из-за мер, предпринятых российской стороной. Запрещен пеший переход границы. Также запрещено пересекать границу на велосипедах и самокатах, которыми многие россияне пользовались на прошлой неделе, чтобы обойти многокилометровые очереди. В Северную Осетию был ограничен въезд на автомобилях из других регионов.
Возможно, остановил многих россиян, желающих избежать мобилизации, и тот факт, что у КПП с российской стороны организовали мобильный призывной пункт. Более 180 человек, пытавшихся выехать в Грузию, получили повестки прямо на КПП «Верхний Ларс», сообщали в воскресенье российские СМИ со ссылкой на военный комиссариат Северной Осетии.
Читайте также Как фрилансер из Москвы бежал в Грузию от мобилизацииСегодня оппозиция уже не призывала к введению визового режима для граждан РФ. Но вопросы остались, отмечает политолог Центра стратегического анализа Вано Мачавариани. По его мнению, грузинская власть еще раз показала, что у нее по этому вопросу нет никакой политики. С учетом того, что за прошлую неделю в Грузию въехали около 100 тысяч россиян, страна, по мнению политолога, чудом избежала, в том числе, и гуманитарного кризиса:
«В ЕС решили, что, когда Россия ведет агрессивную войну против Украины, российским туристам не должно быть места в Европе. Финляндия из-за наплыва россиян после объявления мобилизации заявила, что не будет пропускать россиян. А мы от власти ничего такого не видим. Кроме каких-то абсурдных интерпретаций о том, что, принимая россиян, мы помогаем Украине. Эти люди не поедут туда воевать. Но не стоит забывать, что эти люди боеспособны, у них есть какие-то военные профессии. Нет никакой гарантии, что в какой-то момент российские власти не воспользуются ими как, к примеру, диверсионными группами. Очень много вопросов, а ответов на них нет».
Читайте также Российские беженцы – впускать или нет?Вано Мачавариани задается вопросом, почему грузинские власти не начали сотрудничать с западными странами, с той же Германией или США, которые объявили готовность предоставить убежище тем россиянам, которые не хотят воевать против Украины.
Неправильным считают многие наблюдатели и то, что грузинские власти рассматривают граждан РФ, бегущих от мобилизации, как туристов, в то время когда многие из них попадают в категорию беженцев. Нет понимания, как инфраструктура страны сможет принять еще один такой поток и как все это отразится в социальной плоскости, на трудовом рынке, на ценах.
Опасения никуда не делись, отмечает Шорена Лорткипанидзе, специалист по международным отношениям, представитель исследовательского центра «Гражданский совет по вопросам обороны и безопасности»:
«То, что в обществе есть опасения, это естественно. Мы видим, какой беспощадный и непрогнозируемый режим в России. Предугадать, какой шаг предпримет наш северный сосед, очень трудно. Но минимальные шаги для того, чтобы в обществе было ощущение безопасности, можно предпринять. Власти запоздали с обнародованием той же статистики о пересечении российско-грузинской границы. Конечно, знание чисел не уменьшает опасность, но прозрачность, информированность общества в этом вопросе создает ощущение, что этот процесс как-то контролируется. Доступность статистики позволят населению Грузии иметь определенное представление, с чем и с какими масштабами оно имеет дело».
По мнению Шорены Лорткипанидзе, власти не спешат начать дискуссию, анализировать, давать ответы на вопросы, которые остро возникли после того, как число россиян, желающих надолго осесть в Грузии, с каждым днем увеличивается – это касается выдачи вида на жительство, приобретения недвижимости и, конечно же, безвизового режима без ограничений.