К 2030-му году Грузия войдет в категорию стран с высокими доходами, заявляют, ссылаясь на обновленные прогнозы Международного валютного фонда, лидеры «Грузинской мечты».
При сохранении нынешних темпов экономического развития Грузия приблизится к минимальным экономическим показателям Евросоюза, что приведет к искоренению бедности, заявил в эфире «Воскресного Имеди» лидер «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе. Основаниями для такого обещания он счел последний прогноз Международного валютного фонда, где говорится, что при сохранении нынешних темпов роста к 2027-му году экономика Грузии позволит достичь среднего дохода на душу населения на уровне 10 500 долларов.
«Сегодня уровень бедности по-прежнему высок, составляя 17,5%. Это означает, что около 650 тысяч человек, к сожалению, все еще живут за чертой бедности. Однако, если развитие продолжится такими темпами, а это нам говорит МВФ, и если будет мир, и если будет сохранена эта экономическая политика, мы сможем реально ликвидировать бедность к 2030-му году. Одной из наших целей было обеспечение европейского уровня благосостояния в нашей стране. Именно так нам говорит МВФ: к 2030-му году Грузия достигнет европейского уровня качества благосостояния», – заявил Кобахидзе.
Your browser doesn’t support HTML5
В парламентской оппозиции считают, что заявления лидера «Грузинской мечты» оторваны от реальности. Двузначный экономический рост девяти месяцев текущего года обусловлен благоприятной международной конъюнктурой, а не прозорливостью власти, считает представитель партии «Гирчи» Александр Раквиашвили:
«У меня нет иллюзий, что двузначный рост сохранится и в следующие годы, так как обусловлен он специфическими причинами, в частности, миграцией и ростом переводов из России».
Объяснять двузначный экономический рост в Грузии миграцией, мягко говоря, неправильно, парировал сегодня на брифинге в Нацбанке министр финансов Лаша Хуцишвили. По его словам, на развитие влияют несколько важных факторов.
«Этими факторами являются, в частности, туризм – вы знаете, что в этом году мы фактически наблюдаем полное восстановление после пандемии. Экспорт рос быстрее, чем планировалось – в районе 37%. Кроме того, увеличивается объем международных перевозок. Все эти факторы определяют тот высокий экономический рост, который мы наблюдаем сегодня», – сказал министр финансов.
Читайте также Туризм растет военными темпами
Часть экспертов считают, что власти манипулируют понятиями. Профессор Университета Европы, экономист Гоча Тутберидзе считает, что делать долгосрочные прогнозы, основываясь только на обобщенном прогнозе МВФ, – дело бесперспективное.
«Конечно же, в этих заявлениях больше политики, чем экономики. Да, у нас двузначный экономический рост, и это хорошо, но также очевидно, что в основном это обусловлено ростом переводов из России – около 1 миллиарда долларов за 10 месяцев. Добавьте к этому наплыв туристов из России, рост международных перевозок из-за войны в Украине, а также увеличенный реэкспорт товаров в Россию. За прошлый период в стране зарегистрировали бизнес около шести тысяч россиян. И почему мы не должны связывать это с миграцией? Да, у нас хороший рост, но это временное явление, и говорить о достижении европейского уровня через семь лет – кормить людей иллюзиями».
Читайте также «Власти не делают абсолютно ничего для преодоления бедности»
Что касается прогноза ВМФ, то, по словам Тутберидзе, международные организации часто обновляют свои данные, соотнося их с геополитическими сдвигами в том или ином направлении.
«Власти не поясняют, за счет каких ресурсов они сохранят текущую динамику. МВФ каждые полгода обновляет свой прогноз, были случаи, когда в отношении Грузии они улучшали прогноз по росту ВВП в два раза, бывало и наоборот. Здесь самое важное, чтобы рост был инклюзивным – чтобы экономика отражалась на росте благосостояния населения, что также не соответствует оптимизму политиков. При нынешнем разгоне инфляции мы имеем противоположную картину. Манипулировать цифрами удобно только для достижения сиюминутных целей», – заявил эксперт.
В целом годовой уровень инфляции в Грузии в октябре составил 10,5%, при этом по сравнению с октябрем прошлого года цены на продукты и безалкогольные напитки выросли на 15,8%.