По запросу парламента МИД Южной Осетии разъяснил депутатам права госслужащих и силовиков – постоянных жителей республики с двойным гражданством, получивших повестки в российский военкомат для частичной мобилизации в Украину.
Ответ МИД опубликован на официальном сайте парламента. В письме на имя председателя законодательного собрания Алана Алборова внешнеполитическое ведомство ссылается на информацию, полученную от российских коллег:
«Для сведения сообщаю о получении министерством ноты посольства Российской Федерации в Республике Южная Осетия с информацией о том, что граждане Российской Федерации, получившие повестки для обязательной явки в военные комиссариаты в рамках объявленной в Российской Федерации частичной мобилизации, постоянно проживающие на территории Республики Южная Осетия и являющиеся сотрудниками государственных органов власти или силовых министерств и ведомств Республики Южная Осетия, вправе обратиться в российские военные комиссариаты, выдавшие повестки, для получения справки о разрешении выезда за пределы Российской Федерации сроком до шести месяцев».
Your browser doesn’t support HTML5
В ноте российского посольства (на которую ссылается югоосетинский МИД) также сообщается, что заявителям требуется предоставить в военкомат следующие документы: справку о прохождении службы (с места работы), удостоверение личности офицера запаса Российской Федерации, военный билет, справку о постановке на воинский учет в Республике Южная Осетия, удостоверение личности (служебное удостоверение) Республики Южная Осетия.
Ключевое в ноте посольства – вы «вправе обратиться». Вопрос: обязан ли военкомат выполнить вашу просьбу? Или так: существуют ли какие-то договоренности хотя бы по госслужащим и силовикам? Или ответ чисто теоретический? В тексте нет ответа на эти вопросы.
Очевидно, что сотрудники внешнеполитического ведомства не могли не заметить этих пробелов, но по каким-то причинам решили ограничиться цитированием ноты, не вдаваясь в подробности. Видимо, депутатам придется самим разбираться в этой истории и, наконец, объяснить мужскому населению республики, что им грозит и как им поступать, чтобы избежать мобилизации.
Наверное, какие-то неформальные договоренности с североосетинским губернатором и военкоматом по югоосетинским силовикам и чиновникам в принципе возможны.
В пользу этого предположения история с офицером КГБ, которого не выпускали из России, хотели мобилизовать, но в историю вмешались югоосетинские власти, и офицера все-таки отпустили домой. Поэтому по действующим силовикам и госслужащим, скорее всего, договорятся. Кончено, если исходить из того, что кто-то пытается договориться.
В разъяснениях внешнеполитического ведомства речь идет лишь о силовиках и госслужащих. Но что будет с другими жителями Южной Осетии с двойным гражданством? Будем надеяться, депутатов интересовала и их судьба тоже.
Все, кто получал паспорт в России и имеет российскую прописку, автоматически поставлены на воинский учет российскими миграционными службами. Для них существует только одна возможность снять претензии военкомата – это соглашение с Россией о двойном гражданстве.
Читайте также Только не бегите в военкомат
По этому соглашению «лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят военную службу в той стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва». И что самое главное в контексте частичной мобилизации: «лица… прошедшие обязательную военную службу в одной из сторон, освобождаются от призыва на военную службу в другой стороне».
Ратификационные грамоты по соглашению «Об урегулировании вопросов двойного гражданства» были подписаны еще в конце мая, но Москва и Цхинвал до сих пор ими не обменялись, но именно с этого момента соглашение вступает в силу.
Почему так? В чем причина проволочки? Как мне объяснили югоосетинские чиновники, причина в том, что все ждут подписания Владимиром Путиным указа об упрощенном предоставлении российского подданства гражданам Южной Осетии. Югоосетинская сторона ждет этого указа, потому что без него не сможет в полной мере реализовать соглашение о двойном гражданстве. Эти два документа в одном кейсе.
Обменяться ратификационными грамотами сейчас значит завершить кейс с половинчатым результатом и ждать следующее окно возможностей. Это чревато репутационными потерями. Оппозиция спросит: как же так, мы все подготовили, а вы упустили возможность по столь значимому для жителей республики вопросу.
Но, вероятно, Владимиру Владимировичу сейчас явно не до Южной Осетии…
Но до тех пор, пока эта история зависает в воздухе, наверное, югоосетинские власти должны взять на себя труд и подробно разъяснить мужскому населению, что им делать или чего им не надо делать. Разве это не их обязанность?
Читайте также «На Ларсе пусть делают, что хотят, но Южную Осетию трогать не надо»Еще один фрагмент ноты российского посольства, на который необходимо обратить внимание:
«Кроме того, в ноте указывается, что на воинском учете в военных комиссариатах в Российской Федерации стоят граждане Российской Федерации, проходившие службу в североосетинском миротворческом батальоне, входившем в состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-югоосетинского конфликта в период с 1992 по 2008 год, а также в составе 4-й российской военной базы, дислоцированной на территории Республики Южная Осетия, и получавшие денежное довольствие».
О чем это говорит? МИД не расшифровывает.
Вероятно, в этой цитате указание на то, что эти две категории – бывшие миротворцы и контрактники 4-базы, являются военнообязанными Российской Федерации со всеми вытекающими из этого мобилизационными последствиями.
Здесь тоже необходимы внятные разъяснения, все-таки речь идет о людях… Наверное, за полтора месяца с начала мобилизации в России одна из ветвей власти могла бы взять на себя этот труд.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции