Неделя началась с «энергетической» новости о падении воды в Джварском водохранилище. Для жителей Абхазии это означает, что веерные отключения электричества, причиной которых стала авария на ВЛ «Ачгуара» 1 ноября, плавно перетекут в веерные отключения по причине низкого уровня воды в водохранилище. И вполне вероятно, что новый график отключений будет более жесткий, чем сегодняшний по пять часов в сутки.
О кризисе в энергетике говорили на пресс-конференции в Сухуме депутаты шестого созыва, создавшие экспертный совет, и на брифинге лидера оппозиционного движения Адгура Ардзинба и экс-депутата Гарри Кокая, которые представили общественности сенсационный документ, свидетельствующий о хищениях в особо крупном размере (как любят говорить в прокуратуре) при ремонте высоковольтной линии электропередач «Ачгуара». По данным, представленным на брифинге, на закупку оборудования и материалов для ремонта высоковольтной линии было выделено более 100 млн рублей. Документы свидетельствуют, что цены на материалы, приобретенные еще в 2021 году, завышены как минимум на 30-40%. Адгур Ардзинба подчеркнул, что перечень материалов был спущен правительством «Черноморэнерго», которое «было вынуждено подписать контракт на приобретение всего этого оборудования по указанным ценам».
Your browser doesn’t support HTML5
Он привел несколько примеров завышения цен в два и три раза и призвал граждан самим провести свое расследование по всем 70 позициям.
Читайте также «Сметный» скандал в АбхазииГарри Кокая, в свою очередь, подчеркнул, что в два раза завышена цена на грузоперевозки, и обратил внимание на то, что оборудование и материалы оплачены еще в 2021 году. Он сообщил, что приглашенные подрядчики осуществляли ремонтные работы без проектно-сметной документации. И в этом он видит коррупционную составляющую – 50%-ные откаты. Гарри Кокая уверен, что не было никакой необходимости для привлечения сторонних подрядчиков, так как «Черноморэнерго» справилось бы с работой по замене проводов самостоятельно. Что в итоге и произошло – сегодня абхазские энергетики переделывают работу подрядчиков.
«Если кто-то будет опровергать подлинность этих материалов, то мы представим и контракты, и накладные», – сказал Адгур Ардзинба.
Пожалуй, впервые за все время исполнительная власть засуетилась и оперативно отреагировала на обвинения в тот же день. Министр экономики Кристина Озган, находящаяся в Москве, сообщила, что даст комментарий государственному агентству «Апсныпресс», когда вернется в Абхазию, а президент Аслан Бжания поручил Генпрокуратуре и СГБ проверить данные, свидетельствующие о хищениях. Промолчал только премьер-министр Александр Анкваб. Генпрокуратура провела совещание и поручила своим сотрудникам заняться изучением вопроса. Впрочем, помощь подоспела из социальных сетей, пользователи которых прорабатывают представленные документа и самостоятельно выясняют размеры хищений по каждой из 70 позиций.
Тема энергетического кризиса продолжала набирать обороты и далее, когда депутаты парламента шестого созыва, создавшие экспертный совет, посвятили презентацию своей организации кризису в энергетике, который, по их мнению, свидетельствует о несостоятельности нынешней власти. Обвинения в адрес президента и правительства были жесткими, но аргументированными. Экс-депутаты по пунктам исследовали все действия исполнительной власти в энергетической сфере, назвали их преднамеренными и направленными на полный развал энергетической системы. По их данным, потребление электроэнергии после решения правительства о легализации деятельности по добыче криптовалюты увеличилось на 1 млрд кВт.
Читайте также 12 экс-депутатов создали экспертный фонд «Аамта»Выступавшие напомнили, что требовали от правительства проведения замены проводов, когда из-за ремонта деривационного тоннеля была остановлена Ингур ГЭС и страна потребляла закупленную в России электроэнергию; что в бюджет 2021 года они закладывали средства на ремонт высоковольтной линии; что представляли план по выходу из энергетического кризиса, который был проигнорирован правительством.
«Оказывается, столько путей решения есть – надо просто захотеть что-то сделать! Надо просто захотеть остаться хозяином главного и единственного ресурса», – сказал Алхас Джинджолия.
Участники пресс-конференции считают, что ущерб, нанесенный энергетике действиями исполнительной власти, за год составляет более миллиарда рублей. Они ссылаются на сумму, которую обозначил в своем недавнем выступлении сам президент, говоря об авариях в энергетической системе в 2021 году. Вывод экспертов – власть банкротит энергосистему с целью ее распродажи, и еще одним подтверждением является проект поправок к закону об энергетике, представленный правительством. Поправки снимают запрет на продажу имущества «Черноморэнерго» от распределительных сетей до линий электропередач.
На этой неделе депутаты парламента, вернувшиеся из поездки в Москву, провели пресс-конференцию. Они рассказали, что обсудили с депутатами Госдумы России Соглашение о передаче в собственность России пицундской госдачи. Им предложено ратифицировать соглашение в том виде, в котором оно подписано правительством, и после ратификации принять постановление, которым будет запрещена передача госдачи третьим лицам и изменены координаты передаваемой территории. Депутаты проведут консультации с юристами, чтобы понять, какую силу будет иметь принятие поправок к межгосударственному соглашению постановлением парламента Абхазии.
Читайте также Кан Кварчия: «Как мы можем повлиять на международный договор?»Представители неправительственных организаций, обеспокоенные намерением властей принять закон об иноагентах, обратились к Общественной палате с просьбой организовать встречу с чиновниками, лоббирующими принятие данного закона. Такая встреча прошла на этой неделе. Однако главные фигуранты – министр иностранных дел Адгур Ардзинба и председатель СГБ Роберт Киут – на встречу не явились. Чиновники были представлены министром юстиции Анри Барциц и председателем Совбеза Сергеем Шамба. Министр юстиции сообщил о своем жестком подходе в вопросах регулирования взаимоотношений в этой сфере, и о том, что нет предмета обсуждения, так как существует несколько вариантов закона.
Читайте также «Еще даже нет ни поправок, ни закона, но нас уже во враги записали»Между тем у представителей НПО появилась возможность высказать свою позицию. Они отметили, что не понимают необходимости принятия данного закона, «жесткого регулирования» деятельности неправительственного сектора, который отличается открытостью, и обратили внимание на давление, которое оказывается на представителей неправительственных организацией, – прослушку телефонов, слежку и надуманные «шпионские истории». Участники встречи отметили, что принятие такого закона скажется на духе свободы, которым всегда отличалось абхазское общество.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия