Первый процесс по делу о гибели малазийского «Боинга» в небе над Донбассом в июле 2014 года завершен. Вечером 17 ноября окружной суд Гааги признал виновными двух россиян и одного украинца в крушении самолета. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Суд проходил в Нидерландах, поскольку две трети погибших пассажиров рейса МН17, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, были гражданами этой страны.
Пожизненное заключение – таков вердикт для троих обвиняемых по делу о гибели пассажиров рейса MH17 «Малазийских авиалиний». Все они связаны с вооруженными формированиями т.н. Донецкой народной республики. Суд посчитал убедительными доказательства того, что самолет был сбит ракетой ЗРК «Бук», пущенной из района хутора Первомайский близ города Снежное. Это подтверждается множеством исследований и свидетельских показаний. Недостатки, на которые указывала защита, были незначительными, и их недостаточно для того, чтобы считать расследование необъективным. Материалы же, предоставленные российской стороной, напротив, были неубедительными и часто оказывались подделкой.
Читайте также Путешествие «Бука». Новые свидетельства в деле MH17Суд счел вину Игоря Гиркина, более известного как Стрелков, Сергея Дубинского и Леонида Харченко доказанной. Об этом заявил председательствовавший на процессе судья Хендрик Стинхейс:
«Суд считает, что высокое положение в иерархии и большая координирующая роль, которую Дубинский сыграл в организации доставки «Бука» с российской территории в ночь с 16 на 17 июля 2014 года и развертывании его в тот же день, в результате чего был сбит рейс MH17, а также его роль в утилизации «Бука», не могут быть наказаны иначе как пожизненным тюремным заключением. Что касается Леонида Харченко, его более низкое положение в иерархии не является оправданием. Факты слишком серьезны, а его роль слишком велика. Это значит, что и Харченко суд назначает пожизненное заключение. Суд рассматривал вопрос о том, будет ли достаточным приговорить к длительному тюремному заключению Игоря Гиркина в связи с тем, что не удалось установить, знал ли Гиркин о развертывании этого конкретного «Бука» и, кроме того, не внес ли какой-либо материальный вклад в это. Однако суд считает, что лишение свободы на ограниченный срок не обеспечит достаточной справедливости в отношении ответственности, которую нес Гиркин как министр обороны и как командующий вооруженными силами ДНР за применение этого оружия в конфликте».
Your browser doesn’t support HTML5
Что касается четвертого обвиняемого, то Олег Пулатов, на лето 2014 года бывший подполковником запаса ВДВ России, признан невиновным.
«По мнению суда, нет никаких доказательств того, что Пулатов в действительности сам внес какой-либо вклад в развертывание ракетного комплекса «Бук». Таким образом, Пулатов не несет уголовной ответственности за действия других лиц при этом развертывании. Следовательно, вывод состоит в том, что Пулатов должен быть оправданным по любому из предъявленных ему обвинений», – заявил Хендрик Стинхейс.
По решению суда, виновные также должны заплатить 16 млн евро компенсации родственникам погибших.
Читайте также «Моя скорбь только растет». Родные жертв катастрофы MH17 – о российской лжиПо словам присутствовавшей на процессе гражданки Австралии Мэрин О'Брайан, потерявшей в той катастрофе сына, сейчас она чувствует некое облегчение, так как суд принял справедливое решение:
«Это решение суда действительно очень важное. Мы видим, как тщательно работала следственная группа, сколько было собрано доказательств, как досконально разбирались все версии. В этом процессе участвовало очень много людей, и мы благодарны им всем за их тщательную работу. Что же до оправдательного приговора одному из обвиняемых, я думаю, это даже хорошо, потому что это показывает, что суд действительно все взвесил и посчитал, что улики против него не были достаточно серьезными».
К слову, Пулатов был единственным из обвиняемых, кто хоть как-то сотрудничал со следствием и участвовал в процессе. На заседаниях он ни разу не появился, но был представлен своими адвокатами.
Доводы защиты о том, что суд не может вынести беспристрастный приговор, так как главным источником информации была СБУ, суд отверг. Данные прослушек подтверждаются другими доказательствами: в частности, фотографиями, видеофайлами, анализом геопозиции телефонов обвиняемых, показаниями свидетелей.
Суд также считает, что на момент крушения самолета Россия установила эффективный контроль над руководителями и сторонниками самопровозглашенной ДНР на востоке Украины. В мотивировочной части приговора подчеркивается, что Россия с середины мая 2014 года обеспечивала подготовку военных ДНР, поставку оружия и продовольствия, осуществляла серьезное влияние на политиков самопровозглашенной республики, координировала военные акции сепаратистов и сама предпринимала военные действия на востоке Украины. В итоге суд заключил, что действия командиров ДНР также координировались с Россией.
В Москве на это заявили, что пока не готовы комментировать приговор.
«Могу в настоящий момент сказать, что будем изучать это решение, потому что во всех этих вопросах каждый нюанс имеет значение. Поэтому после изучения вот этого юридического документа мы будем, наверное, готовы как-то это откомментировать», – отметил представитель МИД России Иван Нечаев.
Несмотря на то, что приговор был вынесен заочно и в данный момент правоохранительные органы не могут обеспечить отбывание пожизненного срока для Гиркина, Дубинского и Харченко ввиду того, что Россия отказывается выдавать своих граждан, – представители системы правосудия считают, что рано или поздно все признанные виновными в этом преступлении понесут заслуженное наказание.
Читайте также "Дельфин" в генеральских погонахТак или иначе, завершившийся процесс не будет последним по делу о крушении «Боинга». Суд констатировал, что из материалов нынешнего дела невозможно установить, как именно действовал экипаж «Бука» и кто конкретно дал указание о запуске ракеты. В связи с этим глава международной следственной группы Фред Вестербеке подчеркнул, что его задача – «изобличить всю цепочку: от экипажа «Бука» до тех, кто отдавал приказы». По словам Вестербеке, следователи обладают сведениями примерно о ста лицах, связанных с гибелью рейса МН17. К слову, один из подозреваемых – зенитчик ДНР Владимир Цемах, который находился в руках украинских правоохранителей, несмотря на протесты голландских прокуроров, в итоге был выдан России в рамках обмена пленными.
Катастрофа МН17 является предметом рассмотрения еще в ряде судов и арбитражей по всему миру как на межгосударственном уровне, так и на уровне гражданских исков.