Переговорный процесс между Россией и Западом возможен. Но лишь на условиях полной деоккупации украинских территорий. Москва и Вашингтон заочно обозначили позиции по выходу из украинского кризиса, но к решению конфликта не приблизились. Киев, со своей стороны, пытается полностью искоренить любые проявления российского влияния на территории страны.
Вашингтон готов обсуждать с Москвой только одну тему – прекращение войны. Президент США Джо Байден по итогам переговоров в Белом доме с французским лидером Эммануэлем Макроном заявил, что встреча с Владимиром Путиным возможна лишь в случае реальной заинтересованности Кремля в завершении конфликта в Украине и только после консультаций с союзниками по НАТО:
«Мысль о том, что Путин когда-нибудь победит Украину, непостижима. Только представьте, что они попытаются оккупировать эту страну на следующие 2, 5, 20 лет, если смогут. Если бы они могли. Но Путин просчитался в каждом из своих расчетов. Он думал, что русскоязычная часть украинского населения встретит его с распростертыми объятиями. Оглянитесь назад и прочитайте его речь в начале вторжения. Прочитайте речь, которую он произнес. Он говорил о том, что ему нужно быть вторым Петром Великим. Он говорил, что Киев является родиной русской идентичности и т.д., и т.п. Он просто просчитался во всем. И сейчас вопрос в том, как он собирается выходить из ситуации, в которой находится? Если он захочет поговорить, я готов. Но я сделаю это только после консультации с моими союзниками по НАТО. Я не собираюсь делать это самостоятельно».
Your browser doesn’t support HTML5
При этом Байден подчеркнул, что и он, и его французский гость полны решимости привлечь Россию и, в частности, президента Владимира Путина к ответственности за его «войну с остальным миром».
К слову, французский МИД сообщил, что вместе «с европейскими и украинскими партнерами» начинает работу по созданию специального трибунала, который накажет виновных в российской агрессии против Украины.
Читайте также «Крестовый поход» Путина может закончиться трибуналомВ Москве, со своей стороны, желания сесть за стол переговоров на условиях американского президента в присутствии французского лидера не демонстрируют. Как подчеркнул глава российского МИДа Сергей Лавров, Кремль хоть и готов разговаривать, но никогда и никого об этом не просил и просить не собирается. Более того, по мнению руководителя российского внешнеполитического ведомства, вина за войну в Украине лежит именно на Вашингтоне:
«Вашингтон предпочел в декабре прошлого года не воспользоваться реальным шансом на деэскалацию. А такой шанс был. И такой шанс, кстати, был не только у Вашингтона, такой шанс бы и у ОБСЕ, которая вполне могла бы способствовать разрядке напряженности, если бы смогла добиться урегулирования кризиса на Украине на основе Минского комплекса мер, который был согласован в феврале 2015 года и в том же месяце одобрен единогласно резолюцией Совета безопасности ООН. Но исполнительные структуры ОБСЕ, по сути дела, оказались в полном подчинении США и Брюсселя, и США и Брюссель взяли курс на всестороннюю поддержку киевского режима в его политике искоренения всего русского – образования, СМИ, использования языка в культуре, в искусстве и в целом в повседневной жизни. Поддерживали западники киевский режим и в его линии на законодательные насаждения теории и практики нацизма. Соответствующие законы принимались без какой-либо реакции из просвещенных столиц западных демократий. И, конечно же, поддерживали киевский режим в его усилиях по превращению самой Украины в плацдарм для сдерживания России, превращения Украины в территорию прямых военных угроз Российской Федерации».
Читайте также Генассамблея ООН не услышала голос МосквыК слову, на заседании упомянутой российским министром ОБСЕ, куда Лаврова не пригласили, за Москву заступился представитель Беларуси. По словам постпреда Минска при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Андрея Дапкюнаса, для того, чтобы остановить войну, нужно перестать загонять Россию в угол:
«Как остановить огонь в Европе? Многие в этой организации считают, что нужно просто выявить виновного, а затем демонизировать, изолировать и наказать его. Это краткое описание западного подхода к России и Беларуси выражается в запрете российскому министру участвовать в этой встрече. Мы сожалеем об этом решении, поскольку оно убивает ОБСЕ».
Впрочем, участвующая в дискуссии представительница США Виктория Нуланд ответила белорусскому коллеге, что закончить конфликт в любой момент может именно Москва. А Минску стоит подумать о собственной роли в этой войне:
«При всем уважении к нашему белорусскому коллеге, есть очень четкий способ остановить этот огонь уже сегодня. России нужно прекратить свою жестокую войну против Украины, свои военные нападения, а теперь и свои жестокие нападения на мирных жителей. А также необходимо сделать так, чтобы Беларусь перестала быть удобной площадкой для этой злобной атаки».
В Киеве, со своей стороны, намерены искоренить любые возможности Москвы оказывать влияние на граждан Украины. СБУ объявила о проведении «контрразведывательных мероприятий» в монастырях и храмах, принадлежащих Украинской православной церкви Московского патриархата и расположенных сразу в трех регионах страны – Закарпатье, Житомирской и Ровенской областях. Помимо спецслужб, в проверках участвуют также полиция и Национальная гвардия Украины. Объявленная цель – не допустить «подрывной деятельности российских спецслужб», а именно – «использования религиозных общин в качестве ячейки русского мира». А президент Владимир Зеленский свое ежедневное обращение к украинцам посвятил «духовной независимости» Украины:
«Украинцы больше никогда не будут камешками каких-то там империй. Мы уже добыли это в борьбе и обеспечим для нашего государства всю полноту независимости. Обеспечим, в частности, духовную независимость. Мы никогда и никому не позволим строить империю внутри украинской души. Сегодня состоялось заседание СНБО. Заседание, на котором мы рассмотрели многочисленные факты связей отдельных религиозных кругов в Украине с государством-агрессором. К сожалению, даже российский террор и полномасштабная война не убедили некоторых деятелей в том, что следует преодолеть искушение зла. Что ж, мы должны создать такие условия, когда любые зависимые от государства-агрессора деятели не будут иметь возможности манипулировать украинцами и ослаблять Украину изнутри».
В итоге в Верховную Раду будет внесен законопроект о запрещении деятельности в Украине религиозных организаций, аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации. А государственная служба по этнической политике и свободе совести проведет экспертизы устава УПЦ в части ее взаимоотношений с Московским патриархатом. Киево-Печерскую лавру, в которой ранее также прошли обыски, проверят на использование религиозными организациями ее имущества. Против священников, которые сотрудничают с Россией, введут санкции, их имена назовут публично.
«Этими и другими решениями мы гарантируем Украине духовную независимость», – заявил Зеленский.
У Украинской православной церкви, в мае 2022 года объявившей о разрыве отношений с Московским патриархатом, по-прежнему остаются миллионы прихожан и десятки тысяч культовых сооружений. По мнению наблюдателей, учитывая сосуществование на украинской территории двух церквей – УПЦ, по церковным канонам остающейся в подчинении Московского патриархата и получившей автокефалию ПЦУ, решение официального Киева – демонстрация того, что украинские власти намерены переосмыслить свое отношение к имеющейся церковной проблематике, особенно на фоне войны.