Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил путем совместной экономической деятельности нормализовать отношения между Абхазией и Грузией. О перспективах подобного развития ситуации и условиях, при которых это возможно, «Эху Кавказа» рассказали научный сотрудник Института экономики и права Ахра Аристава и председатель экспертного фонда «Аамта» Натали Смыр.
На недавней пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров высказался за нормализацию отношений Сухума и Цхинвала с Тбилиси.
Сергей Лавров сказал следующее: «Мы за то, чтобы Абхазия и Южная Осетия выстраивали отношения с Грузией. Там есть механизм диалога, в котором мы тоже участвуем». Он предположил, что может открыться авиасообщение между Россией и Грузией. В заявлении Лаврова есть также слова о том, что «грузинская сторона достаточно давно выдвинула проект осуществления совместной экономической деятельности, которая может способствовать укреплению доверия».
Your browser doesn’t support HTML5
Высказывания Сергея Лаврова для «Эха Кавказа» прокомментировали экономист Ахра Аристава и председатель экспертного фонда «Аамта» Натали Смыр. Ахра Аристава считает, что МИД Абхазии должен связаться с МИДом России и выяснить, что Сергей Лавров имел в виду:
«Пресс-конференцию министра иностранных дел Российской Федерации Лаврова в Абхазии смотрели, конечно. Есть то, что нам понятно, и есть вопросы, которые требуют уточнения. Что касается переговоров и диалога, речь шла о Женевских дискуссиях, которые прекращены в связи с ситуацией в Украине. Женевские дискуссия должны быть возобновлены, общение должно быть возобновлено. Что касается экономической составляющей, Лавров фактически поддержал авиасообщение с Республикой Грузия, второй вопрос экономических предложений со стороны Грузии Абхазии, они не приемлемы, это политика вовлечения. И, конечно же, в связи с тем, что так вопрос поставлен, нашему МИДу, скорее всего, надо связаться с российским и уточнить, что имеется в виду».
Читайте также Инал Ардзинба: «Грузинская стратегия у нас не пройдет»По словам экономиста, сначала Грузия должна подписать с Абхазией договор о неприменении силы, только после этого будут возможны переговоры о совместной деятельности:
«Позиция Республики Абхазия предельно ясная: сначала надо подписать договор о неприменении военной силы, а дальше уже переходить к другим вопросам. Российская Федерация фактически за возобновление добрососедских отношений с Республикой Грузия. В этом я не вижу ничего плохого, так как правительство Грузии делает все, чтобы дистанцироваться от военного конфликта в Украине, и, конечно же, все эти призывы к ним открыть второй фронт, они держат удар, они делают все для того, чтобы не быть вовлеченными в этот конфликт. Это в Москве, конечно же, видят и стараются их как-то поддержать. Но в то же время, в соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, мы являемся стратегическими союзниками. И, конечно, нам бы хотелось, чтобы эта политика, несмотря на то, что мы – маленькая страна, была все-таки скоординирована с правительством Республики Абхазия».
Читайте также «Вопрос Абхазии», или Бег по замкнутому кругуПро возобновление авиасообщения между Россией и Грузией Ахра Аристава говорит, что оно негативно отразится на экономике и бюджете Абхазии:
«Отрицательно для нашей страны восстановление авиасообщения. Это, конечно, ударит по туризму. Туристическая инфраструктура Грузии лучше готова к тому, чтобы принимать туристов, у них больше отелей категории 4-5 звезд, у нас, к сожалению, таких отелей пока очень мало. Но я думаю, что, если авиасообщение будет возобновлено, последствия для нашей экономики будут негативные. Дорогу экономическому сотрудничеству может открыть только договор о неприменении военной силы между Республикой Абхазия и Республикой Грузия. Мирный договор – это путь к инвестициям, путь к взаимовыгодному сотрудничеству. Когда два государства находятся в состоянии войны, естественно, крупный бизнес старается такие регионы обходить».
Натали Смыр уверена, что у сотрудничества в экономической сфере есть большой потенциал, но только в том случае, если оно будет строиться без уступок части суверенитета, как предлагал недавно гарант Конституции президент Аслан Бжания:
«У нас есть не очень хорошие прецеденты, когда наш президент предлагал нам поделиться суверенитетом, высказывался о том, что у него есть и другая родина… То, что предлагает министр иностранных дел России Лавров, да, конечно, мы должны в этом вопросе участвовать как равноправный член всех международных переговоров. У нас есть двести километров нашей территории, где мы можем выступать транзитом, на транзите можно зарабатывать хорошие финансы. Более того, у нас есть наш аэропорт, у нас есть морские порты, это все даст нам возможность быть непосредственным участником как внешнеполитических взаимоотношений, так и внешнеэкономических. Сама по себе эта идея хорошая. У нас же ведутся женевские переговоры, где обсуждаются наши взаимоотношения, – Абхазия, Россия, Грузия, любые внешнеполитические взаимоотношения с Грузией мы также можем там обсуждать. В этом есть рациональное зерно, и ничего плохого я в этом точно не вижу. Но с одной оговоркой, что тот, кто определяет нашу внешнеполитическую стратегию, не будет делать упор на то, чтобы делиться суверенитетом, понимаете?»
Читайте также Дьюти фри или «второй фронт»?По словам Натали Смыр, Абхазия давно определила свой статус независимого государства, и любое сотрудничество может строиться только на равноправной основе между двумя независимыми государствами.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия