Очередное обострение жилищной проблемы в Абхазии, где многие дома и квартиры стоят пустующими, а многие семьи вынуждены снимать жилье, повлек за собой недавний митинг представителей таких остронуждающихся семей на сухумской площади Свободы. В минувшую среду 25 января состоялась вторая встреча участников митинга с премьер-министром Александром Анквабом, после которой нуждающиеся в жилье делились в разных СМИ своим разочарованием.
Критичным оказался и пост на своей странице в соцсети «Фейсбук» председателя общественной организации «Абхазское народное движение» Адгура Ардзинба, которого многие его соратники называют лидером политической оппозиции в стране. Вот его короткий текст:
«20 января вместе с инициативной группой, обратившейся к нам за помощью в решении жилищного вопроса, мы провели встречу с Александром Анкваб. В ходе встречи премьер-министр согласился со всеми предложениями граждан и принял предложенный план решения вопроса. Мы надеялись, что А. Анкваб выполнит взятые на себя обязательства, которые в полной мере соответствуют социальным обязанностям государства. Однако по итогам встречи граждан с А. Анкваб 25 января стало ясно, что премьер в очередной раз обманул наших граждан и, по сути, отказался от своих слов. Это еще раз подтверждает, что действующая власть отвернулась от нужд простых граждан».
Читайте также «Наш премьер свой народ не любит»На следующий день пресс-служба кабинета министров Абхазии откликнулась пространным комментарием. Начинается он так:
«Политические спекуляции вокруг ситуации с требованием группой лиц внеочередного предоставления жилья и проведением акции в г. Сухуме были ожидаемы изначально. Это подтвердилось распространенным 26 января заявлением руководителя АНД Адгура Ардзинбы, в котором он обвиняет власти и лично премьер-министра Александра Анкваба в отказе от якобы данных обещаний. Заведомо лживые утверждения в данном заявлении требуют опровержения».
Your browser doesn’t support HTML5
В комментарии далее говорится, что и в ходе первой встречи предложение митинговавших о передаче им недостроенного дома не было принято. Проблема внеочередного и, тем более, срочного предоставления жилья не может быть решена, поскольку помимо участников акции только по государственной программе «Жилище 2023-2025» своей очереди ожидают 413 заявителей – инвалиды I группы, инвалиды с детства, семьи, на иждивении которых находятся дети-инвалиды, круглые сироты, семьи погибших в Отечественную войну народа Абхазии и семьи, в которых воспитываются трое и больше детей. В списке очередников уже значатся девять участников акции, но и они не могут в приоритетном порядке получить жилье в обход граждан, ожидающих решения проблемы и имеющих на то более веские основания. Ежегодно по программе «Жилище» получают помощь около 50 заявителей, в соответствии с бюджетными возможностями государства. На этой встрече премьер-министр Александр Анкваб предложил оказать материальную помощь на оплату съемного жилья тем, кто не способен в данное время оплатить его самостоятельно. На повторной встрече премьера с участниками акции присутствовали вице-спикер парламента Астамур Аршба, парламентарии Рашида Айба, Астамур Герхелия, Инар Гицба, Беслан Халваш, представитель Министерства соцобеспечения и демографической политики Ромео Черкезия, заместитель главы администрации Сухума Астамур Ашуба, а Адгура Ардзинба на ней не было. Относительно недостроенного дома было сказано, что его передача протестующим невозможна по следующим основаниям: завершение строительства объекта требует слишком больших финансовых затрат, и даже если государственный бюджет обладал бы такими возможностями, вопрос приоритетности предоставления жилья остается главным – выделить квартиры участникам акции раньше, чем состоящим в очереди, является нарушением и условий программы, и принципов справедливости.
В ходе встречи парламентарии, сказано также в комментарии, предложили свое содействие в выделении жилья, трудоустройстве и другую социальную помощь тем, кто изъявит желание на переезд в другой район – Ткуарчал или Очамчыру. И такие желающие оказались среди участников акции. Вновь было предложено написать заявления на оказание материальной помощи для срочной оплаты арендуемого жилья.
Читайте также О жилье и жулье: в Абхазии идет полемика по «квартирному вопросу»Комментарий заканчивается таким жестким утверждением:
«В очередной раз становится понятным, что Адгур Ардзинба озабочен не проблемой решения жилищных вопросов нуждающихся, а, как опытный манипулятор, самопиаром. Он проводит консультации с некоторыми участниками акции, а затем использует махровое сочинительство и распространяет очевидную ложь, пытаясь убедить граждан, что правительство, власти в целом не хотят помочь нуждающимся в решении их насущных проблем».
«Эхо Кавказа» связалось сегодня с общественно-политическим деятелем Нугзаром Агрба, который всегда внимательно следит за заявлениями и обменом аргументами политиков по проблемам, которые оказываются в центре внимания общественности. Вот что он сказал:
«Жилищная проблема была и в советское время очень трудно разрешимой. Очень сложная была проблема. И сегодня все властные команды, которые у нас были после войны, они промахнулись. Ну, что значит «промахнулись»? Не взяли жилищный фонд под свой контроль, не хватило политической воли. Одним и тем же удавалось оформлять по несколько объектов жилья на разных лиц. Потом вторая волна была, молодые люди женились – и они нуждаются в жилье. В самом деле, это большая трагедия – имея такой жилищный фонд в Абхазии, оставить много молодых семей без жилья. Тут должна быть со стороны власти материнская и отцовская забота. Но я понимаю, что Анкваб эти вопросы разом решить не может».
Читайте также Эрик Рштуни: «В два раза больше населения проживало в Сухуме, и жилищный фонд был»
У нас зашла речь о новорайонской девятиэтажке, которую хотели занять митингующие. Но, по подсчетам специалистов, говорит власть, чтобы ее достроить, надо вложить еще 200 миллионов рублей. Агрба говорит:
«Ну, не знаю… Может, дать людям то, что есть, и пусть уже сами достраивают… Но другие две с половиной тысячи, которые стоят на очереди, с ними как быть?»
Не получится ли так, говорит он, что если удовлетворить требования этих митингующих, через какое-то время на площадь придет другая группа нуждающихся и потребует другую такую же недостройку? Это – с одной стороны. А с другой – смогли бы они и впрямь собрать вскладчину 200 миллионов, чтобы достроить девятиэтажку? Но если бы эти семьи имели такие деньги, то что бы им мешало купить вторичное жилье, которого в Абхазии продается достаточно много? Агрба, подумав, сказал:
Читайте также «У нас очень много пустых домов и квартир, и люди на улице»«Нет, не смогут, конечно, не смогут. Я даже не знаю, что тут предложить. Единственное, в чем уверен: на этой проблеме никто не должен политических дивидендов себе находить, кто бы ни был в данный момент в оппозиции и во власти.
– А что насчет вот этой ипотеки, вокруг которой тоже у нас много споров?
– А чем будет эта ипотека подкреплена, что в залоге? Пять миллионов надо – условно говорю, чтобы построить нормальную трехкомнатную квартиру. Как человек будет эти миллионы с процентами возвращать? Зачем заранее обманывать государство, обманывать банковскую систему, заставлять ее наступать на те же грабли? «Клянусь мамой, я отдам» – этого банкирам недостаточно. Виноватых тут не найдешь. Такова жизнь, что делать с этим?»
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия