– Видите ли вы в абхазском обществе протест против закона об апартаментах?
Астанда Ардзинба, журналист: Да, вижу. Вопрос продажи недвижимости иностранцам возникает уже много лет. И каждый раз он инициирован властями. И всегда он вызывает жесткое сопротивление общественности и люди против, потому что у нас есть горький исторический опыт, когда абхазы оказались в меньшинстве на своей родине, поэтому людям не нужно объяснять такие риски. Я помню и митинги по этому поводу. И сейчас, в принципе, то же самое. Старая конфета в новой обертке нам подается уже под видом апартаментов. Мне кажется, что это совершенно не народный проект, наоборот, он антинародный.
Your browser doesn’t support HTML5
– Почему, как вы думаете, президент настаивает на его принятии?
Астанда Ардзинба: Открыто на него никто не отвечает, но в кулуарах говорят, что это чуть ли не российские партнеры давят на нашего президента и, видимо, есть какие-то договоренности у наших властей с российскими партнерами именно по возможности заселить Абхазию иностранцами. Либо это какие-то бизнес-структуры, которые могут себе позволить строить и заинтересованы иметь такой рынок сбыта, чтобы у них кто-то покупал.
Читайте также Аслан Бжания: «Наш приоритет – индустрия гостеприимства»Астамыр Ахба: Некий протест, конечно, присутствует. За последнее время очень многие общественные деятели выступают против принятия данного законопроекта, обращаются к депутатам парламента. Будут обсуждения, будут возмущаться люди, будут и те, кто будут яро отстаивать данный законопроект. А что касается президента, так как недавно он был в Общественной палате, я его внимательно слушал, так как являюсь членом Общественной палаты. Как я понял, президент данный законопроект обосновывает с точки зрения экономического развития Республики Абхазия, привлечения инвестиций и открытия аэропорта. Увязывается с аэропортом и с другими проектами, которые он ранее озвучивал.
Леуан Лагулаа, Штаб по противодействию принятия законопроекта об апартаментах: Власть, используя пропаганду, удобные форматы встреч, ограничивая доступ к национальному телевидению, пытается скрыть реальные опасности от т.н. апартаментов. По сути, идет речь о жилой недвижимости, но несмотря на это, я думаю, что протестные настроения растут с каждым днем и с каждым выступлением главы государства. Я думаю, что у власти серьезная недооценка ситуации и такой недооценкой страдали предыдущие руководители тоже. Президент не видит угроз, если абхазский народ будет в меньшинстве, как он об этом заявил в Общественной палате. Президент считает, что цена на недвижимость, которая уже сейчас неподъемна для абсолютного большинства граждан, должна быть в десятки раз выше. Президент настаивает, что парламент должен принять решение по апартаментам в июле, мы понимаем, что имеется в виду под словом должен. Очевидно, что все вышесказанное идет вразрез с интересами народа и государства. Раз в этом нет интереса общества, может тогда в этом есть интерес власти и лоббистов-олигархов. А может задаться таким вопросом? Поэтому, может быть, именно по этой причине президент настаивает на скором принятии закона.
Читайте также Леуан Лагулаа: «Мы получаем анклав, в который нет доступа гражданам Абхазии»Адгур Дзидзария, художник: Можно судить, конечно, по реакции в социальных сетях, потому что это основной способ мониторинга и, конечно, высказывается обычно активная часть общества. Я смотрел выступления специалистов, просто мнения граждан. Конечно, общее ощущение протеста, иногда и категорического протеста. Я считаю, однозначно, что протестное мнение существует, конечно.
– Почему, как вы думаете, президент настаивает на его принятии?
Адгур Дзидзария: Вкупе с остальными какими-то высказываниями и действиями у меня тема апартаментов не вызывает доверия, абсолютно. Если бы я доверял президенту по его каким-то иным действиям, то может быть было бы легче и здесь, но абсолютно вижу отсутствие интересов нашего общества и будущего, это исходя из высказываний. А сейчас, я думаю, что просто, наверное, (дело в) обещаниях, придя к власти, обещаниях не народу своему, обещания народу он давал официально, а неофициально кто ему помог прийти к власти, возможно, он им вынужден отплатить, скорее всего. У меня такое мнение. Поэтому такой нажим и недопустимый такой способ давления на парламент.
Даут: Я наблюдаю в нашем обществе негодование, возмущение по поводу закона об апартаментах. И многие люди в социальных сетях публично высказываются против этого, но какого-то массового такого подготовления к этому протесту я еще не наблюдаю. Что касается президента, то тут две причины, почему он за этот закон. Он видит в этом какую-то экономическую выгоду или пытается сам как-то получить от этого свою личную выгоду. Здесь сложно сказать, и лично я не понимаю президента в данном случае, почему он так пытается этот закон протолкнуть в парламент, и чтобы его одобрили.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия