Обсуждение поправок в Оборонный кодекс в парламенте Грузии проходит на фоне скандалов. Власти пытаются восстановить всеобщий призыв на военную службу, но встречают яростное сопротивление оппозиции, которая считает предложения власти дискриминационными. В частности, правительство предлагает освободить от службы только служителей православной конфессий, а также по мере необходимости призывать студентов. Также сокращаются в этом вопросе полномочия президента.
В том, что действующая система призыва безнадежно устарела, согласны все. Однако власти и часть оппозиции предлагают диаметрально противоположные выходы. Оппозиционное «Гирчи – больше свободы», к примеру, предлагает переложить тяготы военной службы на плечи профессиональных военных, а остальных освободить от «современного рабства». Государство же обещает призывникам базовую реформу с 2025 года.
Согласно законодательству Грузии, все мужчины-граждане Грузии от 18 до 27 лет обязаны пройти 12-месячную срочную службу в армии. Призыв осуществляется дважды в год – весной и осенью, ему подлежат от шести до семи тысяч человек.
Your browser doesn’t support HTML5
Рекрутируют призывников три ведомства – Министерство обороны, МВД и министерство по исполнению наказаний. Однако на деле только каждый пятый попадает в вооруженные силы. Большей части суждено оказаться в полиции охраны при МВД, в охране тюрем или разных объектов государственной важности. Они почти не проходят военную подготовку и служат за символическую зарплату.
Если вы здоровы и не отбываете наказание в тюрьме, то избежать военной службы можно несколькими методами: пройти альтернативную трудовую службу, заплатить 2 тысячи лари, поступить в вуз или завести хотя бы двух детей.
Однако наиболее действенными оказались религиозные мотивы. По статистике, на начало 2023 года правом на отсрочку от призыва через религиозные организации воспользовались более 13 тысяч призывников. 95% из них пришлось на созданную партией «Гирчи» «Библейскую свободу», которая, используя пробел в законе, за 50 лари помогала избегать призыва с помощью удостоверения «священнослужителя».
Читайте также Армейский порядок и «Библейская свобода». Что принесет Грузии новый оборонный кодекс?Власти поначалу сквозь пальцы смотрели на прецедент, но их терпение, похоже, лопнуло. Выступая в эфире телеканала «Имеди» премьер Ираклий Гарибашвили пообещал восстановить «здоровую, свободную от «лжесвященников» систему резерва». По его словам, у страны две главные опоры – церковь и армия.
«Нашей главной мотивацией было преодолеть вызов этого «Гирчи». Это полностью антигрузинское явление и феномен, когда ты предлагаешь здоровому, в расцвете сил молодому человеку уйти из армии, не служить своей стране, и стать лжесвященником или прихожанином, прошу прощения за это слово – надувной церкви. Это катастрофа, трагедия», – заявил премьер 12 марта.
Тогда власти и приступили к работе над новым кодексом, который был принят в первом чтении 4 апреля. Сегодня документ был рассмотрен во втором чтении. Претензии оппозиции сохранились в силе.
Однако, по словам депутата «Гирчи» Яго Хвичия, законодательные изменения носят дискриминационный характер и свидетельствуют о соглашении между государством и представителями православной церкви, выступающими против свободы вероисповедания.
«У нас есть все доказательства того, что доминирующая религиозная группа борется с одной религиозной конфессией по согласованию с правительством. Я консультировался со всеми религиозными группами, это направлено и против них. Когда премьер-министр вступал в должность, он объявил нашей организации войну. В прошлом году он обещал, что договорились с Патриархатом и все улажено», – сказал Яго Хвичия.
В Институте толерантности и разнообразия (TDI) также считают, что эти изменения приведут к появлению новой дискриминации:
«Согласно действующему законодательству, только православные священники имеют право полностью уволиться из армии, в то время как духовенства других религиозных общин могут только отложить военную службу, что на практике является средством уклонения от армии. Новый законопроект больше не позволяет религиозным меньшинствам служить в армии, они могут только заменить подготовку к боевым операциям альтернативной обязательной службой, такой как пожарная, спасательная и т.д.».
Читайте также Спасение уклонистов – дело рук самих уклонистовКроме того, по мнению НПО, утверждение авторов поправок о том, что «почти все религиозные объединения, существующие в Грузии», участвовали в процессе подготовки и рассмотрения законопроекта вместе с другими местными и международными структурами, не соответствует действительности.
В целом, по словам независимого депутата Теоны Акубардия, проект служит не укреплению армии, а является инструментом усиления власти правительства:
«Оборонный кодекс должен быть направлен на повышение обороноспособности страны, а не для противостояния с «Гирчи», что делает «Грузинская мечта». Я, как специалист в области обороны, считаю, что у закона есть существенные проблемы. Это противоречие с Конституцией, когда они решили лишить президента права созывать Совет обороны, зафиксировав в законе согласие только премьер-министра. Есть серьезная проблема с точки зрения прав военнослужащих, которая для меня является принципиальной – в случае нарушения военного контракта с Министерством обороны предусмотрено взыскание до 28 000 лари. Министерство обороны решило больше не обращаться в суд, где находится 1450 исков, по проекту, для изъятия этой суммы будет произведено принудительное исполнение без суда. Если он подаст апелляцию на решение военного суда, он не остановит это принудительное возмещение. В законе много проблем, в том числе отход от стандартов НАТО, поэтому я физически не буду поддерживать его».
Читайте также «Молодые люди против своей воли теряют год на то, что даже нельзя назвать военной службой»Как отмечается в пояснительной записке законопроекта, с 2025 года призывники будут приниматься только на военную службу по принципу ежегодного выборочного отбора в установленном порядке через электронную систему, вопросы управления и функционирования которой определяются правительством Грузии.
Правозащитники считают, что эта статья создает лазейку для коррупции, что позволит избегать призыва «нужным людям».
Статус студента больше не будет основанием для отсрочки призыва на военную службу. В частности, студент также может быть подвергнут выборочному отбору призывников на военную службу.
Читайте также «Кодекс обороны» бьет по студенту?В таком случае курсант сможет выбрать одну из форм военной службы - продолжительностью 6, 8 или 11 месяцев, либо поступить на соответствующую программу военной подготовки, которая предполагает прохождение курсантом летней подготовки в течение четырех лет.