В Грузии подводят итоги саммита НАТО в Вильнюсе. В правящей партии не увидели существенной разницы между предложениями альянса Украине и Грузии. Оппоненты «Грузинской мечты» напротив, считают, что из-за политики властей страна упустила исторический шанс продвинуться вперед на пути интеграции в НАТО.
В Грузии многие считают справедливым и логичным решение вильнюсского саммита НАТО сократить Украине путь в альянс, позволив ей обойти МАР – План действий по членству. Но почему такое же исключение не сделали для Грузии и оставили в силе решение пройти МАР, здесь откровенно не понимают.
Читайте также «Мы не Amazon»: НАТО гарантирует, но не приглашаетЧто касается правящей партии, то там считают, что существенной разницы между предложениями Киеву и Тбилиси нет, и не стоит «завидовать» Украине. Об этом утром сказал депутат правящей «Грузинской мечты» Ираклий Кадагишвили, посоветовав «горячим головам остыть», прежде, чем рассуждать на эту тему:
«В первую очередь, найдем разницу в том, что в Украине идет тяжелейшая война, и на этом фоне ставить в одну плоскость Грузию и Украину, означает спекуляцию, абсолютную политическую слепоту и полное отсутствие у оппозиции понятия родины».
Your browser doesn’t support HTML5
В условиях этой войны, продолжил Кадагишвили, «сама НАТО оказалась не готова представить Украине конкретные предложения», например, незамедлительно принять ее в альянс или по крайне мере назвать дату ее вхождения в эту организацию.
Представители правящей силы в эти дни ведут интенсивные разговоры о том, что это сама НАТО не готова к принятию новых членов, что Грузия давно соответствует стандартам для вхождения в альянс, что призывы к проведению реформ – всего лишь отговорки, и НАТО следует проявить «геополитическую смелость». А, следуя словам председателя партии власти Ираклия Кобахидзе, грузинская власть ведет такую же разумную, основанную на опасениях политику, как и НАТО, разница лишь в масштабах.
«НАТО боится ядерной войны (с Россией), а мы боимся простой войны, потому что если ядерная война уничтожит весь мир, то Грузию уничтожит обыкновенная война», – пояснял Кобахидзе все тонкости геополитики в ночном эфире ОВГ 11 июля после того, как было обнародовано коммюнике вильнюсского саммита НАТО. Тем самым он нивелировал ожидания и критику оппонентов.
Читайте также Худшая роль второго плана. Приблизил ли Вильнюс Грузию к НАТО?С чем не согласны в оппозиции, говорит депутат политической группы «Еврооптимисты» Хатия Деканоидзе:
«Члены альянса остаются верными соглашению бухарестского саммита – это очень важно для Грузии. Но сожаление вызывает тот факт, что Грузии, которая также оккупирована (как Украина) и очень давно является страной-аспирантом НАТО, не был предоставлен ускоренный план членства, как Украине. В следующем году, когда будет саммит НАТО в Вашингтоне, очень важно, чтобы наряду с Украиной и Грузия получила ускоренный план вхождения в НАТО».
Хатия Деканоидзе там же поспешила добавить, что это представляется ей маловероятным в условиях правления «Грузинской мечты». Ссылаясь на свои источники, Деканоидзе, как и другие оппозиционные депутаты, утверждает, что премьер- министр Ираклий Гарибашвили не был приглашен на саммит из-за его антизападной и антинатовской риторики. Отдаление альянса от грузинских властей многие узрели и в том, что министр иностранных дел Грузии Илья Дарчиашвили не был приглашен на ключевые мероприятия саммита и даже на званые обеды.
Читайте также Грузия в Вильнюсе исполнила роль второго планаЭто предположение усилилось после заявления президента США Джо Байдена, которое он сделал после саммита, обращаясь к литовской молодежи. Американский президент борьбу грузинского народа за демократию поставил в ряд с белорусской:
«Поскольку вы так долго жили в условиях отказа от свободы, многие из вас, кто постарше, лучше других знают, насколько ценно право определять свое будущее, ценно для людей повсюду – не только в Украине, но и в Беларуси, Молдове, Грузии – во всех местах по всему миру, где люди продолжают бороться за то, чтобы их голоса были услышаны. Поэтому мое послание – мое послание всем вам сегодня: продолжайте в том же духе. Продолжайте».
Это и есть доказательство того, что в Вашингтоне «Грузинскую мечту» и грузинский народ рассматривают не как единое целое, заключает депутат «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе:
«…Наш стратегический партнер, президент США упоминает Грузию наряду с Белоруссией, где тяжелейшие проблемы с демократией, с реформами, с защитой прав человека. Это печально, но мы должны знать, что Байден не будет делать за нас то, что необходимо. Поэтому мы, граждане, должны прикладывать больше усилий, чтобы у нас не было такой власти, которая опозорит нас в международных масштабах».
Читайте также Грузия передумала идти в НАТО?«Послания из Вильнюса были ясными: двери НАТО широко открыты как для Грузии, так и для Украины», – заявила сегодня посол США в Грузии Келли Дегнан, отметив, что сейчас главное – политическая смелость грузинских властей для выполнения реформ, которых ждут и в ЕС. Это касается судебной системы, усиления демократических институтов. Общаясь с журналистами, посол Дегнан прокомментировала и погром прайд-фестиваля, устроенный 8 июля гомофобными группами. «Я думаю, что все в Тбилиси будут чувствовать себя намного спокойнее, когда люди, запечатленные на видеокадрах, будут арестованы и наказаны», – сказала посол США. На что председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе резко ответил, что это не дело посла – «заказывать чьи-то аресты». «Дипломат об этом не должен говорить», – сказал Кобахидзе, и там же позволил себе самому вмешиваться в дела правосудия, отметив, что если и нужно наказывать кого-то, то тех «насильников», которые участвовали 7-8 марта в акциях против принятия так называемого российского закона об «иноагентах».
Читайте также «Грузинская мечта» осуждает насилие. Но с оговоркойПо мнению наблюдателей, лидер «Грузинской мечты» Кобахидзе тем самым дал ясно понять, что грузинская власть не намерена следовать рекомендациям западных партнеров, необходимым для интеграции Грузии в НАТО и ЕС.