В оппозиции продолжается сезон политических коалиций. Сегодня «Нацдвижение» и «Стратегия Агмашенебели» создали новое политическое объединение для участия в парламентских выборах 2024 года. Пока неясно, присоединятся ли к ним другие политические силы.
Консультации между двумя оппозиционными партиями велись давно, поэтому новость об объединении сенсацией не стала. Георгий Вашадзе, покинувший ряды «Нацдвижения» в 2016 году, основал собственную партию, и с новыми членами вновь вернулся лоно ЕНД, чтобы в случае успеха претендовать на пост премьер-министра.
Как пообещал журналистам один из лидеров «Стратегии Агмашенебели» Серго Чихладзе, в объединении будет много новых лиц, но о будущей конфигурации пока говорить рано.
«Говорить о том, как и под каким «брендом» мы пойдем на выборы, является делом далекой перспективы. У нас будет совместная дискуссия по этому вопросу, в ней примут участие многие консультанты, эксперты из зарубежных групп», – сказал Чихладзе.
Your browser doesn’t support HTML5
При этом председатель «Единого национального движения» Леван Хабеишвили пообещал, что двери коалиции остаются открытыми для других политических объединений прозападного толка:
«Мы приветствуем всех, кто видит себя в нашей платформе, а также будем рады, если отдельные прозападные партии примут конкретные предложения об объединении. Мы открыты к сотрудничеству прозападных сил, потому что основной центр борьбы против Бидзины Иванишвили и возглавляемой им русской партии будет сделан на базе «Национального движения».
Читайте также «Единое нацдвижение» умножается, делясьДругие политические силы пока демонстративно дистанцируются от нового политического центра. По мнению члена политсовета «Лело» Ираклия Купрадзе, объединение с ЕНД не имеет перспектив, поэтому партия будет формировать вокруг себя альтернативный центр притяжения, и тоже с подключением только прозападных сил:
«Мы следуем интересам большинства населения Грузии, что подразумевает, что помимо двух политических полюсов в лице «Грузинской мечты» и «Нацдвижения» востребован новый центр, что является единственно верной формулой поражения режима Бидзины Иванишвили. Об этом свидетельствует как настроения граждан, так и результаты авторитетных опросов, которые опубликованы за последние два года».
Читайте также В грузинской оппозиции началась внутривидовая кампанияНе проявили особого энтузиазма и в партии экс-премьера Георгия Гахария. По словам члена политсовета Беки Лилуашвили, его партия пойдет на выборы самостоятельно:
«Объединение означает формирование общего списка, а мы не собираемся согласовывать его с кем-либо это. Только после выборов станет ясна конфигурация парламента, там и будем формировать коалицию. Однако сразу оговорюсь, что мы не будем сотрудничать с двумя крупнейшими партиями даже после выборов».
В правящей «Грузинской мечте» ожидаемо скептически оценили шансы нового объединения. По словам главы парламентского комитета по правам человека Михаила Сарджвеладзе, сам факт единения оппозиционных партий является признанием собственных ошибок:
«Поскольку они заговорили о новой силе, есть понимание того, что все, что они предлагали обществу до сих пор, было полностью бесполезным, и именно поэтому они катились под откос. Понимая это, они пытаются что-то менять. Но публика хорошо чувствует, что звучащие в прежней тональности лозунги означают песни из прежнего репертуара. Соответственно, они должны сказать обществу, что шли по неверному пути, и для этого нужен содержательный разговор, а не тиражирование нескончаемых лозунгов», – подытожил Сарджвеладзе.
Еще один участник прозападного фланга оппозиции – партия «Дроа» сегодня заявила, что не пойдет в коалицию с «Нацдвижением». По словам лидера партии Елены Хоштария, она желает удачи новому объединению, но у ее партии свой путь.
Дополнительным стимулом для объединения оппозиции служит тот факт, что «Грузинская мечта», которая располагает большинством мандатов в парламенте, не собирается понижать избирательный барьер в 5 процентов.
Читайте также Наперекор «Мечте». Как и зачем намерена объединиться перед выборами грузинская оппозицияВыступая перед журналистами 19 июля, один из лидеров партии Мамука Мдинарадзе категорически заявил, что в условиях сохранения 5-процентного избирательного барьера правящая команда не нарушает ни одного условия и говорить об этом некорректно.
Напомним, это условие вытекало из соглашения Шарля Мишеля, впрочем, уход из соглашения двух самых крупных партий сделал договор нефункциональным. Таким образом, проходной барьер в 1%, который был задействован на выборах 2020 года, становится достоянием истории. Тогда несколько партий с низким рейтингом прошли в парламент, набрав более 1% голосов избирателей. Возможно, теперь им придется как-то укрупняться.