«Мы не знаем, кому даем этот аэропорт»

Комитет по международным, межпарламентским связям и связям с соотечественниками рекомендовал парламенту Абхазии на ближайшем заседании сессии, 26 июля, ратифицировать российско-абхазское межправительственное соглашение об осуществлении российским юридическим лицом инвестиционного проекта по возобновлению деятельности и дальнейшей эксплуатации сухумского аэропорта. Данное соглашение вызывает серьезные опасения в абхазском обществе. Местные эксперты также считают, что парламенту не стоит спешить с ратификацией.

Заседание комитета состоялось накануне и прошло без участия журналистов. Дозвониться сегодня до председателя комитета Алхаса Барциц и его заместителя Ахры Пачулия нам также не удалось.

В информационном сообщении, распространенном пресс-службой Народного Собрания, говорилось лишь о факте – комитет рекомендовал проект закона к принятию парламентом, но не об аргументах поддержавших это решение депутатов:

«Был рассмотрен проект закона Республики Абхазия «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об осуществлении российским юридическим лицом инвестиционного проекта по возобновлению деятельности и дальнейшей эксплуатации Международного аэропорта «Сухум» им. В. Г. Ардзинба». В пояснительной записке к проекту закона говорится, что Соглашение регулирует вопросы по реализации российским юридическим лицом инвестиционного проекта и определяет права и обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта. В обсуждении приняли участие вице-премьер, министр экономики Республики Абхазия Кристина Озган, ее заместитель Теймураз Миквабия, представитель президента в парламенте, министр юстиции Анри Барциц. По итогам заседания члены Комитета приняли решение рекомендовать парламенту на ближайшем заседании сессии принять данный проект закона».

Your browser doesn’t support HTML5

«Мы не знаем, кому даем этот аэропорт»

Само соглашение о реконструкции аэропорта было подписано 16 июня этого года в Санкт-Петербурге с абхазской стороны министром экономики Кристиной Озган, с российской – министром экономического развития Максимом Решетниковым.

Читайте также Сухумский аэропорт – снова о главном «заброшенном проекте» Абхазии

Заместитель председателя комитета по экономической политике, реформам и информационным технологиям Бадрик Пилия ранее участвовал в работе комитете по международным связям, однако вчера на заседании он не присутствовал. Он сообщил «Эху Кавказа», что сам узнал о слушании из СМИ.

«Я, если честно, не знаю, какие были приняты изменения на последнем комитетском заседании. У меня тоже есть вопросы, на которые я тоже хочу получить ответы. И я узнаю, были ли внесены какие-то изменения или нет. Учтены были мнения депутатов по поводу изменений или нет. Соответственно, из этого я буду принимать решение, как голосовать за данный проект».

Не раз выступавший с критикой проекта экономист Ахра Аристава в интервью «Эху Кавказа» подчеркнул, что такие соглашение требуют публичного обсуждения с привлечением экспертов, тем более, когда «речь идет о государственной собственности, принадлежащей народу Абхазии, а аэропорт – это воздушные ворота страны».

«Я считаю, что не стоит завтра это соглашение ратифицировать, учитывая социально-политическую напряженность в стране. И по другим вопросам лично я просил бы депутатов Народного Собрания все-таки не спешить, привлечь специалистов, обсудить этот проект и прийти к какому-то компромиссному, оптимальному решению. Сам проект вызывает очень много вопросов, очень много нареканий. Аэропорт, конечно, стране нужен, но не любой ценой».

Читайте также Ахра Аристава: «Такие соглашения обычно подписывают страны, проигравшие войну»

Ахра Аристава коснулся нескольких пунктов соглашения, по которым возникают вопросы. В частности, речь идет о предоставляемых инвестору льготах.

«Там есть льготы при строительстве, есть льготы на 25 лет. Это несоразмерные льготы. Есть вопросы, связанные с формой, это арендная форма. Я сторонник того, чтобы создавались все-таки совместные предприятия. В совместное предприятие можно войти той собственностью, которая есть после ее реальной переоценки. Есть много моментов, которые, конечно, требуют публичного обсуждения».

Общественный деятель Тенгиз Джопуа в интервью «Эху Кавказа» также отметил, что сухумский аэропорт имеет серьезное социально-экономическое значение для Абхазии и плохо, что обсуждение таких важных вопросов проходит вне общества, кулуарно. Это, по его словам, практика, которая используется исполнительной и законодательной ветвями власти.

«В соответствии с этим соглашением предусматривается изъятие земель у третьих лиц в пользу инвестора, предоставление инвесторам привилегий, которые несоразмерны с теми льготами, которыми обладают абхазские предприниматели. Очень много там условий, которые ставят иностранных инвесторов в преимущественное положение по отношению к отечественным. Мы не знаем, кому даем этот аэропорт. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что власть не намерена ставить в известность общество о тех решениях, которые они осуществляют в плане взаимодействия с иностранными инвесторами».

Читайте также Кому продают Абхазию?

Эксперт уточнил, что практика скрывать информацию сложилась давно, и это не первый случай. Джопуа также отметил, что речь не идет только о нынешней власти: предыдущая властная команда часто поступала так же, не ставя в известность общество о принятии таких важных, судьбоносных решений.

«Это лишает органы власти доверия со стороны общества. Это не очень правильная практика. Если такие объекты передаются в собственность инвесторам, то в нормальном цивилизованном государстве проводится общественное обсуждение. Узнается, что это за инвестор, может быть это неблагонадежный, мы не знаем, кто такие? Иногда бывает, однодневным компаниям передавали у нас достаточно серьезные объекты, заключались с ними соглашения. Все это плохо, что у нас так кулуарно принимается без журналистов, без общественного обсуждения, тайно, можно сказать, от своего народа», сказал Тенгиз Джопуа.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Подписывайтесь на нас в соцсетях