Виталий Шария
В Абхазии в эти дни установилась жаркая безоблачная погода. Один нетерпеливый интернет-пользователь уже взмолился, причем для красного словца трижды, в своем посте о дожде, на что ему не без ехидства заметили, что он, похоже, слишком быстро забыл о тех обильных осадках в первой половине текущего месяца, которые «взбесили» горные реки и привели к подтоплениям более тысячи домовладений, в основном, в Гагрском районе, многочисленным разрушениям дорог, мостов и так далее.
Между тем, многие пытаются вникнуть в причины этого очередного местного потопа, которому в Гагре предшествовал за месяц до этого другой, меньший по масштабам, и сформулировать какие-то предложения, чтобы избежать или минимизировать подобные бедствия в будущем. Так, внимание общественности привлек пост в соцсети «Фейсбук» биолога, кандидата наук. Ее размышления о причинах сильных наводнений в Абхазии и Сочи обратили на себя внимание некоторых медиа-ресурсов, которые решили пересказать их или предоставить ей трибуну.
Your browser doesn’t support HTML5
Вот основные ее суждения. Наши предки, возможно, не изучали естественные науки, но очень хорошо знали, что нельзя беспокоить горы, реки и берег моря. Именно благодаря их бережному отношению Абхазия сохранилась в таком прекрасном природном состоянии. Антропогенная нагрузка не превышала здесь допустимых пределов. Но сейчас ситуация изменилась. По первым признакам похоже, что идет очень сильное вторжение в горные территории. Возможно, идут рубки леса, какие-то строительства объектов курортного назначения. Строительство ведется хаотично, без соблюдения всех необходимых условий. Должно быть экологическое, инженерно-строительное обоснование. В последнее время мы видим, как вся Абхазия покрывается бетонными заборами – это тоже своеобразная преграда. Раньше вода имела естественные выходы. В Сочи это мы наблюдаем уже много лет, но сейчас такая же картина повторилась у нас…
Читайте также Новый удар стихии по Гагре оказался сильнее июньскогоБольшинство читателей приняло все это, что называется, на «ура». Ибо, хоть у нее и не было конкретных фактов и цифр, а были предположения – «возможно», «похоже», зато мысли совпадали с тем, чего обычно ждет публика, у которой самой уже есть готовые ответы – о предках, традициях, сегодняшнем человеческом факторе...
Но нашлись и критики. Так, активист абхазского сегмента соцсетей откликнулся в комментарии:
«Околонаучное чтиво».
Автор текста с ним в полемику не вступала, но за нее вступился другой фейсбучный активист, который подначил оппонента:
«Сказал профессор».
Тот отрезал:
«Профессор не профессор, а мифы от науки отличить могу. Тем более в этой области. «Наши предки, возможно, не изучали естественных наук, но они знали, что нельзя тревожить горы, реки и берег моря» – это звучит просто смешно. А предки какого народа этого не знали? Но человечество движется вперед, мы не можем не тревожить природу. Что в итоге предлагается – оставить города, демонтировать следы присутствия в них и переехать в села?»
Его оппонент возразил:
«Почему же? Достаточно того, чтобы не делать, как делали в Сочи-Адлере».
Читайте также Сильное наводнение в Гагрском районе. Фото, видеоНекоторые наблюдатели, обсуждая эту полемику, говорили о том, что бездумные строительство и вырубки леса – это безусловное зло, но действительно ли именно они лежат в Абхазии в основе природных катаклизмов последних лет? Прежде всего, каковы их масштабы – надо говорить не общими словами, а предметно. А главное, любители порассуждать на эту тему у нас обычно говорят исключительно про Абхазию и Сочинский регион, словно знать не знают о наводнениях, которые участились в других местах планеты, что обычно увязывают с последствиями глобального потепления.
Сегодня «Эхо Кавказа» связалось с председателем госкомитета по экологии Абхазии Савелием Читанава. И мы, прежде всего, заговорили о том, как в первой половине нынешнего лета из-за наводнений пострадали самые разные уголки мира - Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, некоторые районы Краснодарского края и Дагестана. Примерно в то же время потопы обрушились на Грузию, Индию, Сербию и Боснию, а в Иране и Бразилии от наводнений погибло 19 и 13 человек соответственно. Большая вода затронула более 40 городов и унесла жизни 15 человек в Италии. И что, везде причины – те же, о которых у нас привыкли толковать применительно к Абхазии и Сочи?
Савелий Читанава сказал:
«Если имеются в виду те явления, которые были полмесяца назад, связанные с сильными дождями, то здесь ничего сверхъестественного в природе не произошло. Да, это чрезвычайная ситуация, да, обильная флага, которая спустилась на землю, – случай не единичный, а в горах это особенно имеет место быть. Ибо водосборный склон выдерживает определенное количество воды. Когда масса влаги становится критической, эти склоны не выдерживают и начинается обильный поток. И на пути своем он уничтожает все. Это стихия. Но это не связано обычно с тем, что человек именно в этом месте внедряется в природу. Да, действительно человек во всем мире внедряется в природу, но если он строит какой-то дом, то он, естественно, выстраивает коммуникации, которые способствуют минимизированию воздействия в том числе и атмосферной влаги.
– В июне по Гагре тоже прошло, там как бы такой двойной удар получился.
– Тогда это было связано с какими-то другими явлениями. Тогда наблюдался в море смерч. И смерчем огромный объем воды был вынесен на склоны и со склонов потом рухнул вниз».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия