Грузинскую оппозицию настораживает тот факт, что комментарии лидеров «Грузинской мечты» по поводу происходящего в Грузии все чаще становятся похожими на оценки Москвы по тому же поводу. Самый наглядный пример – схожесть высказываний представителя российского МИДа Марии Захаровой и председателя правящей партии Ираклия Кобахидзе. Оба назвали акции протеста в Батуми против лайнера Astoria Grande заказной провокацией, оба нещадно раскритиковали посла США в Грузии Келли Дегнан.
Одна разница в оценках Марии Захаровой и Ираклия Кобахидзе все же есть. Лидер правящей «Грузинской мечты», критикуя акции протеста в Батуми 1 августа, воздержался от того, чтобы назвать имя посла США в Грузии Келли Дегнан. Он лишь отметил, что ни один посол не имеет права говорить от имени грузинского народа, комментируя акции протеста 150 «националов» и представителей других партий радикальной оппозиции. Представитель российского МИДа на брифинге 2 августа тоже заявила, что акция была явной провокацией, заказанной извне, и указала поименно, кто за этим стоит:
«В большинстве своем люди, совершающие подобные акции, представляют собой не население, а заказчиков, которые это организовывают. Доказательства налицо: хвалебные оценки данной провокации со стороны представителей радикальной грузинской оппозиции и ряда западных стран. Все слышали заявление посла США в Тбилиси Келли Дегнан. Она прямо учит граждан Грузии, как им жить, и радуется подобным акциям. Своими заявлениями доказывает, кто за этим стоит, кто является бенефициаром. Внутри страны эта акция не имела поддержки».
Your browser doesn’t support HTML5
Захарова ссылалась на множество граждан Грузии, которые к ним обращаются и дистанцируются от этих «хамских», по ее словам, акций протеста. Кобахидзе тоже назвал эти акции проявлением невежества. Захарова, как и Кобахидзе, днем ранее рассказывала, какую «колоссальную прибыль» приносят российские туристы. Но все равно, по ее мнению, с Грузией не все так безнадежно:
«Мне очень понравилось, как очень многие общественные деятели в Грузии задавали вопрос: почему за них решают, что им надо, а что нет? Через третьи страны можно было ехать, а напрямую – нельзя? Это выгоднее людям, которые сейчас и так из-за махинаций «коллективного Запада» на целом ряде направлений вынуждены думать о своих бюджетах больше, чем это планировалось ранее. Это провокация».
Читайте также Astoria Grande уплыл, осадок осталсяИ еще: «Если бы люди это делали от души и сердца, они бы думали о том, какое количество денег приносит им российский туризм, какие возможности открывает наш рынок. Думали бы просто о своих близких, родственниках и друзьях, которые соединены с двумя странами историей, семьями, родственниками и т.д. Это классическая проплаченная провокация».
Кобахидзе – не общественный деятель, а политический, и он также назвал акции провокацией, заказанной извне и исполненной «коллективным «Нацдвижением». Сказал тогда Кобахидзе и о том, сколько лари получает казна от захода одного круизного лайнера – 350 тысяч. От представителей «Грузинской мечты» часто можно услышать, что и возобновление авиасообщений с РФ, и другие экономические связи, наплыв туристов, приобретение ими недвижимости и прочее приносят пользу экономике страны, и что не стоит забывать, что в России живут более миллиона этнических грузин, как утверждают в «Мечте», хотя подтверждающих этих данных нет.
«Один в один и заодно с Москвой», – заключил депутат «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе, и продолжил:
«У Марии Захаровой и Ираклия Кобахидзе одинаковый вординг, отношение к Грузии – одинаковое, отношение к нашим стратегическим партнерам – одинаковое. Единственное различие между ними – принадлежность к полу. Из всего следует: когда говорит Ираклий Кобахидзе, с нами говорит Мария Захарова, а ее устами – Путин».
Читайте также Как провожают пароходы. По какому курсу зашел в Батуми круизный корабльГлавный адресат претензий, Ираклий Кобахидзе, в течение дня не появлялся на публике. Проводить параллели и ставить знак равенства между заявлениями Захаровой и Кобахидзе депутат Михаил Сарджвеладзе назвал аморальной попыткой манипуляции общественным мнением». А генсек «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе заявил, что его не интересуют совпадения:
«Что с чем совпадает, меня не интересует. Одно ясно: это была акция, организованная «Национальным движением» из нескольких человек. Можете в индивидуальном порядке рассмотреть участников тех акций, не осталось ни одного члена «Нацдвижения», которого в тот день не отвезли в Батуми. Я и ранее говорил: я приветствую приезд туристов в нашу страну. Это очень важно для экономического развития нашей страны, и этому не надо препятствовать».
«А зачем меня должна интересовать Мария Захарова, она интересует вас, и оставьте себе и Марию Захарову, и ее заявления», – отмахивался Каладзе от журналистов, которые хотели узнать, как возможно такое совпадение речевых оборотов у представителей российских и грузинских властей. На этот вопрос есть ответ у депутата политической группы «Еврооптимисты» Хатии Деканоидзе:
«Это дискредитация наших международных партнеров – США, ЕС, особенно перед тем, как решается вопрос о получении статуса кандидата в ЕС. Все эти разговоры о «заказчиках, агентах» – такое было и в Украине, и это часть гибридной войны, о так называемой мягкой силе не раз заявляли сами российские власти. Потому будут и такие совпадения в посланиях «Грузинской мечты» и Москвы. Главное, чтобы мы противостояли этим антизападным посланиям, и это должно произойти мирным путем на предстоящих в 2024 году выборах».
Читайте также Факультет ненужных вещей. Кому нужен российский университет в ГрузииГрузинские наблюдатели не ожидают, что «Грузинская мечта» в преддверии выборов сменит антизападную риторику и этим внесет диссонанс в ряды своих избирателей. Многим сегодня досадным показался тот факт, что в отличие от случая с послом Келли Дегнан, которая естественной назвала реакцию участников акции протеста Батуми с учетом того, что 20% грузинских территорий оккупированы Россией, представители «Грузинской мечты» не стали указывать Марии Захаровой на то, что не ей судить и говорить от имени грузинского народа или «многих общественных деятелей» – грузин, которые якобы российским властям сообщают, что дистанцируются от всего этого. И по поводу поддержки развития туризма есть замечания у оппонентов. Власти концентрируются на потоке из России и не обращают внимания на то, что гостей из западных стран становится все меньше.