После трагедии в Шови в грузинском обществе озаботились проблемами строительства в потенциально опасных районах. Наибольшие опасения у специалистов вызывает качество работ на Рикотском перевале, связывающем Восточную и Западную Грузию. Критики власти уверяют: строительство скоростной автомагистрали ведется с серьезным нарушением норм, а сами подрядчики имеют крайне спорную репутацию во многих странах мира, где ранее осуществляли схожие проекты.
Коррупция, взяточничество, множественное нарушение регуляций – грузинская оппозиция уверяет, что строительные компании, осуществляющие инфраструктурные проекты на Рикотском перевале, замешаны в международных скандалах, связанных с нарушением строительных норм, в том числе приведших к гибели людей. Обвинения частично подтверждаются данными из открытых источников. А независимые специалисты утверждают, что даже поверхностное изучение позволяет усомниться в качестве проводимых работ.
«Начали работы по строительству проезжей части и забыли про укрепительные работы. Думали, что не будет дождей. А они пошли. И пошла сель. Там должна была быть установлено хорошая дренажная система. В этом проблема», – говорит председатель «Зеленого движения Грузии» Нино Чхобадзе.
Your browser doesn’t support HTML5
Геолог Лаша Сухишвили, со своей стороны, отмечает, что риски можно было минимизировать, если бы правительство до начала работ озаботилось независимой экспертизой:
«Движение на Рикотском перевале сейчас гораздо опаснее, чем было до этого. Это факт. Исторически мы знаем, что это очень проблемный участок, и помним множество трагических случаев. Можно было уменьшить риски. Для этого надо было привлечь иностранных специалистов, которые бы изучили проект: насколько в нем учтены все эти опасности».
В «Грузинской мечте» все сомнения специалистов отвергают. По словам министра регионального развития и инфраструктуры Ираклия Карселадзе, все обвинения безосновательны. Однако в чем именно он не согласен с экспертами, министр обещал поделиться позднее:
«Мы услышали абсолютно безосновательные, ничем не подкрепленные обвинения. Какие-то параллели с трагедией в Шови не только безосновательны, но и абсолютно неприемлемы».
Тем не менее безосновательность скептицизма, на которой настаивает министр, не подтверждается историей всех трех китайских подрядчиков. Эти компании как у себя на родине, так и в других странах имеют довольно неоднозначную репутацию. Согласно открытым данным, еще в 2009 году Всемирный банк внес одну из них – China State Construction Engineering Corporation Limited – в черный список, запретив участвовать в проектах, финансируемых Всемирным банком, на шесть лет. Дело касалось Филиппинской национальной программы модернизации и управления дорогами, в рамках которой компания оказалась замешанной в коррупционном скандале. При этом пятью годами ранее деятельность этой же компании уже блокировалась на один год правительством Филиппин за нарушение регуляций.
Читайте также Грузия не учится на трагедияхБолее того, в 2020 году Америка обвинила China State Construction Engineering Corporation в кибершпионаже и запретила зарегистрированным в США организациям становиться ее акционерами. Негативный опыт компания имеет также в Пакистане и Венгрии.
Еще один китайский подрядчик, работающий над осуществлением проекта в Грузии, также попал под санкции Всемирного банка. Как и вышеназванная компания, China Road and Bridge Corporation оказалась замешана в мошеннических схемах, связанных с инфраструктурными проектами на Филиппинах. Недовольство качеством произведенных работ за последние годы выражали заказчики в Кении, Уганде, Хорватии и Кыргызстане.
За другой участок строительства новой магистрали, которая должна связать Восточную и Западную Грузию, отвечает Hunan Road and Bridge Construction Group. У этой компании также были проблемы в прошлом. В частности, из-за некачественного строительства в Китае рухнул мост Тунцзян, в результате чего погибли 64 человека. По данному факту китайские власти арестовали сотрудников компании за взяточничество и халатность. Проблемы с качеством работы данного подрядчика были и в Уганде.
Читайте также Рикотский камнепад вопросовОднако в правительстве Грузии не видят в этом никакой проблемы. Председатель департамента автомобильных дорог Георгий Церетели считает, что опасения, высказываемые не только политиками, но и профильными специалистами, не более чем попытка дискредитации проекта, который должен вывести страну на новый уровень в плане транзита.
По словам Церетели, заявления независимых геологов нерелевантны, так как их подход к вопросу не является комплексным. Как отмечает глава департамента автомобильных дорог, всего на участке Рикоти 77 склонов, на которых в соответствии с проектом проводятся укрепительные работы. С начала проекта проведен ряд геотехнических, геофизических и сейсмических исследований, и на основании этих исследований было принято проектное решение по перевалу Рикоти:
«Хочу откликнуться на тему Рикоти. Не думал, что придется делать это заявление из зоны стихии, но, к сожалению, приходится. В последние дни очень активизировались негативные заявления со стороны различных политических групп и людей. Хочу сказать, что этими заявлениями они вновь пытаются дискредитировать проект, породить страх в населении, будто на перевале Рикоти происходит что-то нехорошее. Что касается склонов, то это рабочий процесс, и те явления, которые имели место, были частью рабочего процесса. К сожалению, все кадры, которые распространяются по тому или иному телеканалу, старые, снятые месяцы назад, и если вы сегодня отправитесь на перевал Рикоти, то увидите совсем другую картину и другую ситуацию. Все склоны, которые были на Рикоти, будут обработаны в соответствии с проектом и будут безопасными. Передвижение по этим участкам будет безопасным».
При этом в неправительственном секторе обращают внимание на еще один аспект ситуации. Так, бывший министр обороны Грузии, а ныне председатель НПО «Гражданская идея» Тина Хидашели отмечает, что власти страны при выборе подрядчиков проигнорировали обязательные процедуры:
«Власти обязаны были изучить историю компании, предыдущие проекты, которые осуществляла эта компания, результаты ее деятельности. Также должны были быть изучены все финансовые вопросы, связанные с компанией. Связаться с теми, кто финансировал проекты, – Всемирным банком, Банком развития Азии, Банком развития Африки. Получается, что весь тот список негативных компонентов, которые, по идее, не должны были позволить этим компаниям ни в коем случае выиграть тендер, никак не повлиял на решение правительства. Если, несмотря на все это, для «Грузинской мечты» будет важнее в преддверии выборов 2024 года открыть эту дорогу, тогда мы окажемся в очень тяжелой ситуации, так как опыт других стран, сотрудничавших с этими компаниями, крайне негативный».
Критики власти считают, что необходим срочный аудит проходящих работ. Причем этим должны заняться международные специалисты по требованию доноров, осуществляющих финансирование проекта строительства скоростной магистрали. В противном случае, учитывая негативный опыт всех трех подрядчиков, особенно в контексте коррупционных скандалов, возникает вопрос заинтересованности правительства Грузии в участии именно этих компаний в ущерб безопасности собственных граждан.