Президент Саломе Зурабишвили возобновляет политические консультации. Сегодня состоялась ее встреча с женщинами-оппозиционерами. В правящей партии расценили эту встречу как часть плана Зурабишвили возглавить оппозиционное объединение на предстоящих парламентских выборах через год. Сегодня же генпрокурор Ираклий Шотадзе сообщил, что дело четырехлетней давности о возможном превышении полномочий президентом Саломе Зурабишвили еще не закрыто. Оппоненты обвинили власти в попытках запугивания и шантажа президента.
Одна статья, по которой, возможно, продолжится теперь уже уголовное преследование президента Саломе Зурабишвили, оппонентам власти стала известна сегодня. Злоупотребление должностными полномочиями в процессе помилования: с подачи генпрокурора Ираклия Шотадзе общество узнало, что забытое многими скандальное дело о помиловании президентом заключенных в августе в 2019-го в следственном органе все еще расследуют. Тогда по случаю праздника Мариамоба (День успения Богордицы) президент Зурабишвили помиловала 34 человека. Возмущение вызвала информация о том, что в числе помилованных оказались двое осужденных за тяжкие преступления по резонансным делам, а еще один вообще оказался в розыске. Генпрокурор Шотадзе посоветовал журналистам не забегать вперед и там же пояснил:
«Уголовные обвинения против нынешнего президента ограничены законодательством. На президента распространяется иммунитет, а уголовное преследование в отношении главы государства может быть осуществлено только в случае импичмента, если Конституционный суд подтвердил либо факт нарушения конституции со стороны президента, либо совершение им уголовного преступления».
Читайте также Президент и помилование: история с продолжениемТема об уголовном преследовании президента Зурабишвили стала актуальной после провалившегося в парламенте импичмента. В тот день, 18 октября, председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе не исключил, что в случае последующих нарушений президентом конституции, возможно, дело дойдет до уголовного преследования. Он тогда точно не мог определиться со статьей, но именно страхом президента перед уголовным преследованием Кобахидзе объяснил тот факт, что после отказа правительства в визитах в Европу она направилась туда в начале сентября на свои средства.
Your browser doesn’t support HTML5
В компетенцию следственных органов лидер правящей партии Ираклий Кобахидзе сегодня вмешиваться уже не стал:
«Это не мое дело. Это дело соответствующих органов. Нам незачем актуализировать тему Саломе Зурабишвили, которая совсем уже неактуальна».
Читайте также Что ждет Саломе Зурабишвили после провалившегося импичмента?То, что это далеко не так, стало ясно из последующих слов Кобахидзе. Тема президента для правящей силы из правового поля снова переместилась в политическое: Ираклий Кобахидзе не оставил без внимания то, что после провалившегося импичмента президент вчера возобновила встречи с представителями гражданского сектора, а сегодня – с женщинами депутатами из парламентской оппозиции. Кобахидзе раскрыл планы президента, а вместе с ней – бывшего Народного защитника, основателя общественной платформы «Европейская орбита Грузии» Нино Ломджария и лидера партии «За Грузию», бывшего премьер-министра Георгия Гахария.
Читайте также «Грузинская мечта» ошиблась платформой
«Как мы знаем, есть такой план по созданию партии Ломджария-Зурабишвили-Гахария перед парламентскими выборами. Конечно, эта политическая партия снова и снова будет создаваться в рамках коллективного «Нацдвижения». Те женщины, которые присутствовали на этой встрече, разумеется, являются представителями коллективного «Национального движения», однако еще раз повторю: перспектив у такой политической партии нет», – заключил Кобахидзе. Ранее он неоднократно говорил, что перспектива остаться у власти после парламентских выборов и в 2024, а потом и в 2028-м есть только у его «Грузинской мечты».
Читайте также «Грузинская мечта» намерена исполняться и через десять летО своих дальнейших политических планах президент не говорила, сообщили в ответ оппозиционные депутаты после встречи с Саломе Зурабишвили во дворце Орбелиани.
«Ясно одно: она (президент) не собирается поддаваться попыткам России и ее союзнических властей провалить европейскую перспективу нашей страны», – сказала журналистам после встречи депутат «Лело» Саломе Самадашвили. Она подчеркнула твердую волю президента продолжить деятельность в этом направлении:
«Поэтому я сомневаюсь, что ведомство (генпрокурора) Шотадзе этим расследованием как-то смогло воздействовать на президента. Думаю, обществу сегодня понятно, что власть страны – союзник России, и она противостоит выбранному ею же президенту для выполнения российского задания».
Внефракционный депутат Тамар Кордзая, юрист по образованию, в свою очередь напомнила о том, что президент – надпартийное, но политическое должностное лицо:
«Саломе Зурабишвили – президент Грузии. Она политическая фигура, политически активный человек. Законом и Конституцией ей запрещено быть членом какой-либо партии. Но она имеет право быть политически активной – встречаться с участниками политических процессов, представителями НПО, СМИ и так далее. А все то, о чем говорит «Грузинская мечта», – это дезинформация, создание несуществующей информации для населения».
Пока остается неясным, как президент Саломе Зурабишвили собирается продолжить лоббирование процесса предоставления статуса кандидата ЕС Грузии. По решению Конституционного суда любое ее действие, вплоть до телефонного разговора с зарубежными лидерами без разрешения на то правительства, будет расцениваться как нарушение конституции. В «Грузинской мечте» же четко дают понять, что о каком-либо примирении не может быть и речи. Она для них - формальный президент, точнее, президент «Нацдвижения». Теперь целью правящей силы, судя по заявлениям ее лидеров, стало полное нивелирование роли Саломе Зурабишвили как политика на предстоящих парламентских выборах. Ираклий Кобахидзе заявляет, что у «Зурабишвили политическая харизма на нуле», а премьер-министр Ираклий Гарибашвили напоминает о ее «однопроцентном рейтинге» до президентства.
Читайте также Мечты «Мечты», или Маленькие мужчины во весь рост
«Да, так и было», – соглашается конституционалист, депутат третьего созыва парламента Вахтанг Дзабирадзе. Только он считает неуместным поднимать тему ее рейтинга премьером Гарибашвили, поскольку, по словам Дзабирадзе, и его главой правительства тоже назначил основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили, как и президентом – Саломе Зурабишвили:
«Гарибашвили, наверное, не помнит, но в 2005-м, когда президент Саакашвили сместил Зурабишвили с поста министра иностранных дел, она, уйдя в оппозицию, по первому же зову собрала многотысячную акцию протеста на территории тбилисского ипподрома. Да, потом у нее был очень низкий рейтинг. И «Грузинская мечта» свой выбор в 2018-м остановила на ней из-за безвыходной ситуации, чтобы противостоять кандидату «Нацдвижения». Да, Зурабишвили тогда не казалась независимым политическим игроком, но, как только она стала проявлять независимость, особенно по вопросам интеграции с ЕС, ее рейтинг поднялся гораздо выше одного процента. Я уверен, что ее рейтинг сегодня гораздо выше, чем у «Грузинской мечты».
Читайте также Саломе Зурабишвили не стала президентом «Мечты»Исходя из всего этого, политолог Вахтанг Дзабирадзе видит в Саломе Зурабишвили политический потенциал. Правда, ему не совсем ясна ее роль в создании третьей силы, которая предоставила бы избирателям возможность сделать альтернативный выбор между «Грузинской мечтой» и «Нацдвижением». Она не сможет оставаться президентом и в то же время создавать оппозиционную силу, а собирается ли Зурабишвили подать в отставку после прояснения вопроса о статусе кандидата в конце года, – вопрос, который остается открытым.
В одном Вахтанг Дзабирадзе уверен: позиция президента Саломе Зурабишвили и даже несостоявшийся импичмент пойдут на пользу евроинтеграции страны:
«Мы увидели, что «Грузинская мечта» не оказалась исключением. Как и предыдущие правящие силы, она отредактировала Конституцию с учетом интересов правящей команды, а не страны. А Конституционный суд еще раз подтвердил, что не является независимым. Тем не менее я думаю, что этот процесс пойдет на пользу стране, только нужна очень осторожная работа, чтобы наши западные партнеры увидели, что в стране существует, в том числе, и здоровая политическая сила, и что общественного настроя достаточно для того, чтобы мы получили статус кандидата».
Читайте также Ираклий Гарибашвили обозначил границы для президентаВахтанг Дзабирадзе, как и многие другие, сомневается, что за короткое время, оставшееся до оценки Еврокомиссии, правящая «Грузинская мечта» выполнит все 12 рекомендаций, необходимых для получения статуса. Именно этим и объясняют наблюдатели кулуарную информацию из Брюсселя о том, что Еврокомиссия в своей оценке вместо рекомендаций предложит лидерам стран ЕС в конце года принять политическое решение, которое будет основываться на беспрецедентно высоком числе сторонников евроинтеграции в Грузии и на геополитической ситуации в регионе. Предварительная дата обнародования оценки Еврокомиссии – 8 ноября.