– Какую оппозицию власти вы хотели бы видеть в Абхазии? И что вообще вы ждете от оппозиции?
Баграт Отырба, преподаватель АГУ: На мой взгляд, оппозиция всегда нужна, просто вопрос, действительно, какая она должна быть? В первую очередь она должна быть критичной, замечать недостатки власти, это в первую очередь. Во-вторых, хотелось бы, конечно, если отмечаются какие-либо проблемы, чтобы оппозиция тоже предлагала какие-то рецепты их решения.
Валерий Иванович Киртбая: Конечно, я бы хотел бы видеть оппозицию совершенно исключительную – порядочных людей, совестливых людей, мудрых, достаточно образованных, талантливых, любящих свою родину. Чтобы их политика и будущее, что у них есть, были направлены на пользу народа, страны и всей нашей Абхазии.
Your browser doesn’t support HTML5
Ирина Дармава: Я бы хотела, чтобы оппозиция была более жесткая в своих требованиях, ставила бы более конкретные вопросы и требовала бы более конкретных ответов. Хотелось бы, чтобы были действия. На мой взгляд, оппозиция должна всегда сплачивать вокруг себя народ и собирать митинги. Это не значит, что они должны идти и штурмовать правительственные здания, портить дороги, сжигать покрышки – нет, ни в коем случае! Но на площади высказывать свою точку зрения, призывать народ, просить народ высказать свою точку зрения, на мой взгляд, это единственные средства, которые во все времена оппозиции давали возможность привлечь на свою сторону народ. И хотелось, чтобы наша оппозиция стала более мобильной. У нашей оппозиции есть много достойных людей, которые, на мой личный взгляд, могли бы оказать Абхазии очень действенную помощь своей патриотичной направленностью и своими профессиональными навыками. Должна быть какая-то продуманная программа, вот тогда, мне кажется, был бы результат. А так власть привыкла к тому, что оппозиция немного соберется где-то, поговорит между собой и пойдет домой. А этого мало, надо чтобы на улицах, на площади звучал голос оппозиции.
Читайте также «Аиааира» призывает граждан спасти АбхазиюЛеуан Лагулаа, редактор «Апсны Хабар»: Я думаю, что наши проблемы, они не заключены только в оппозиции или во власти, в целом в нашей политической системе. Есть такой термин «эффект колеи» – это когда ранее были приняты неправильные решения, иногда даже не специально. И эти решения, которые были приняты, может быть, десятки лет назад, они влияют на нашу жизнь даже сегодня. На мой взгляд, наша ключевая проблема – это политическая система, которая заключена в Конституции РА, и вот эти безграничные права, которые есть у главы государства. Я думаю, что все остальные вытекающие моменты, особенно разделение на одни «измы» против других «измов», не называю фамилии, – это наша беда. И на мой взгляд, чтобы пойти вперед нашему обществу и нашему государству, реформа, на которой оппозиция настаивает до выборов, а приходя к власти, игнорирует свои же идеи реформ, – это нам показывает, что нам необходимо изменить политическую систему до смены власти. Иначе нам не избежать очередных смен, когда неконституционно или полуконституционно меняется власть. Поэтому, на мой взгляд, оппозиция или оппозиционно настроенное к действующей власти общество, сообщество людей, они должны требовать изменений еще до того, как они станут властью. Потому что когда меняется власть, бывшая оппозиция становится во главе руля, то уже не хочет терять кольцо всевластия, она не хочет отдавать. И это главная беда, на мой взгляд, для нашей политической системы.
Читайте также «Пришло время переходить к более решительным действиям»Денис Харчилава: Для меня лично очень важно, чтобы люди, которые сегодня задают действующей власти какие-либо вопросы, сами внутри себя объединились. И когда вопрос общего характера стоит и все вместе, несколько оппозиционных сил, которые у нас есть, они это не решают, тогда пользы от этого не будет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия